ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в России, в Украине, в Казахстане и в Средней Азии - Страница 20

В 1944 г. вместе с отступавшими немецкими войсками попытались уйти 300 тыс. украинских немцев. В Западной Польше их настигла наступавшая Советская Армия, после чего они были «репатриированы» и вывезены в места депортации российских немцев – Сибирь и Среднюю Азию. В ноябре 1948 г. указом Президиума Верховного Совета СССР расселение в местах депортации было объявлено «вечным». И только в 1955 г., после визита в Москву канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, в положении депортированных наметились некоторые улучшения. Российские немцы не могли вернуться в европейскую часть страны, поэтому возникло переселенческое движение внутри азиатской территории. Из мест поселений и лагерей на севере и на востоке сотни тысяч людей переселялись в Киргизию, Узбекистан, в меньших масштабах – в Таджикистан и на юг Казахстана. В 1964 г. советские немцы были реабилитированы, но, поскольку им не разрешили возвращаться в места прежнего проживания, несколько тысяч человек переселились в прибалтийские республики и в Молдавию. В это же время началось их движение за эмиграцию в Германию. В 1972 г. Верховный Совет СССР принял постановление, разрешавшее российским немцам возвращение в родные места: в Поволжье, на Украину и т.д., что, тем не менее, было достаточно сложно осуществить на практике. Первые лютеранские общины, возникшие в период депортации и в послевоенные годы, были братскими общинами – наследницами «движения пробуждения» в среде российских немцев. Руководство богослужением и собраниями этих общин находилось в руках испытанных «братьев». Хотя некоторые из них осознавали свою принадлежность к единой лютеранской церкви, большая их часть считала подлинным выражением духовной жизни так называемые собрания или часы, во время которых исполнялись песнопения по возможности из «Книги духовных песен немцев Поволжья», читалось и истолковывалось «братьями» Писание, произносилась общая молитва. Такие собрания устраивались иногда до пяти раз в неделю. Во время богослужения и на молитвенных часах мужчины и женщины сидели отдельно. Библия открывалась наугад, и три «брата» комментировали выбранные стихи, «как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). На проповедь приглашались братья из других общин или гости. Во время молитвы вся община стояла на коленях и молилась вполголоса. При этом каждый произносил собственную молитву, в заключение обсуждались важные для общины вопросы. Собрания часто продолжались три–четыре часа. Утреннее воскресное богослужение в некоторых братских общинах строилось по обычному порядку Евангелическо-лютеранской церкви в России, но проповеди читались из особых сборников проповедей. Отдельные общины по-прежнему существовали изолированно, не устанавливая контактов между собой; лишь эпизодически их посещали «старшие братья» региона, которые совместно с ними принимали причастие. Возрождение церковной организации началось с государственной регистрации в 1957 г. общины в Акмолинске (1961–1992 г., Целиноград, ныне Астана). В этом городе община существовала с 1953 г. под руководством освобождённого из мест заключения пастора Евгения Бахмана. В 1957–1965 гг. община оставалась единственной официально зарегистрированной.

 



 
PR-CY.ru