ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в России, в Украине, в Казахстане и в Средней Азии - Страница 11

Так, в поволжских лютеранских колониях известность получил проповедник-бетбрюдер Г.П. Элерс, в Сибири проповедник Якоб Вагнер привлёк на свою сторону множество лютеран и попытался создать в Славгороде крестьянскую республику. В марте 1918 г. в Саратове был организован Комиссариат по немецким делам. В апреле прошёл первый съезд Советов немецких колоний, на котором была провозглашена Трудовая коммуна немцев Поволжья. 19 октября того же года был подписан декрет СНК о создании на территории бывших колоний Трудовой коммуны (Автономной области) немцев Поволжья. На церковном конгрессе в Голом Карамыше (Бальцер, ныне Красноармейск Саратовской области) 1–4 декабря было образовано новое автономное церковное руководство, не зависимое от Московской консистории. Возглавил работу новой церковной организации Областной исполнительный комитет Евангелической церкви Поволжья. Генеральный комиссар по церковным делам (Д. Шульц), чьи выборы были обоснованы необходимостью продолжения отношений между государством и церковью, был утверждён в феврале 1919 г. в Бальцере. Председателями исполнительного комитета были пасторы П. Райхерт и П. Ваккер. Следующие церковные конгрессы поволжских евангелических приходов собирались 16–17 января 1919 г. в Екатериненштадте и 18–19 мая того же года в Варенбурге (ныне село Привольное Саратовской области). Участие в их работе принимали все пасторы Поволжья и делегаты от церковных приходов; на церковных конгрессах присутствовали представители руководства Трудовой коммуны немцев Поволжья. Областной исполнительный комитет Евангелической церкви Поволжья ставил на церковных бланках новую печать с изображением серпа и молота и надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В начале 1920 гг. по всей стране широко распространилось движение общин (в основном, руководимых кистерами) «Свободная живая церковь»; позднее «Свободная евангелическо-лютеранская и реформатская церковь конгрегационального положения» (СЕЛРЦКП). На первый план было выдвинуто положение, что «каждая община может выбирать себе того пастора, которого захочет, а теологическое образование не является больше обязательным условием для вступления в должность». Центром движения СЕЛРЦКП стало Поволжье, где в 1924 г. в среднем на 4 тыс. лютеран приходился один проповедник. 26 многотысячных приходов годами жили без пасторов. Возглавил движение кистер лютеранской колонии Фишер (Теляуза, ныне село Красная Поляна Марксовского района Саратовской области) Якоб Фрицлер. СЕЛРЦКП претендовала на статус официальной лютеранской церкви (епископальной), обвиняя церковное руководство в нарушениях устава, косности и отсутствии демократии в управлении. В 1927 г., по данным Якоба Фрицлера, новая церковная организация действовала уже в 15 немецких поселениях Поволжья и издавала свой журнал, в котором было опубликовано воззвание к лютеранским приходам Якоба Фрицлера. Он сообщил об основании им Свободной церкви во главе с Высшим церковным советом и призвал общины к противостоянию официальной лютеранской церкви. Якоб Фрицлер упрекал лютеранскую церковь в отсутствии демократии, т.к. духовенство не избирается, а назначается, как в Римско-католической церкви.

 



 
PR-CY.ru