ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 21

Удивительные создания видимого творения суть следы их Творца (vestigia Creatoris). Поэтому правильно рассмотренные творения суть пути к Творцу (viae ad Creatorem). Рассматривая создания, человек удивляется в них могуществу, силе и премудрости их Творца. На второй ступени богопознания человек обращается к самому себе, к самопознанию. Согласно Григорию Великому, «всякая душа, ни о чём не должна заботиться так сильно, как о самопознании (ut seipsam sciat). Кто знает самого себя, познает, что он сотворён по образу Божию». Больше всего его внимание было сосредоточено на непосредственной встрече души и Бога, происходящей в самой глубине её – в сердце. В VII–VIII вв. интерес к теоретическим богословским вопросам, в том числе и к вопросам естественной теологии, на Западе ослабел. Один из немногих значительных писателей этого периода, Беда Достопочтенный, называл созерцание Бога (contemplatio Dei) «одним единственным богословием» («una et sola theologia»), перед которым отступают все остальные виды богословия и которое лишь начинается в этой жизни, но будет продолжаться в будущей. При этом он отмечал и определённую ценность естественной теологии для земной жизни, поскольку «пути Господни» («viae Domini»), о которых упоминал Соломон (Притч. 8:22), суть, во-первых, Его создания, благодаря размышлению над которыми человек приходит к вере или познанию Бога; и, во-вторых, божественные озарения (illuminationes), посредством которых Бог являет Себя ангельским духам и человеческим умам. Дальнейшее развитие естественной теологии на Западе связано с возрождением философии и богословия у средневековых схоластов. Последовательность этапов в развитии средневековой естественной теологии приблизительно совпадает с традиционной периодизацией схоластики. В XI – начале XIII вв. впервые после перерыва в несколько столетий были предприняты попытки применить философский метод к теологическому исследованию. При этом под философией понималась преимущественно логика, из чего проистекали характерный логицизм и «логический оптимизм» этого периода: уверенность многих авторов в том, что и существование Бога, и Его атрибуты могут быть строго и неопровержимо доказаны рациональным путём. Логизации теологии противостояли богословы-традиционалисты, которые видели в завышенных притязаниях логического разума угрозу благочестию и неприкосновенности божественной Тайны. В XII в. эта логизирующая тенденция уравновешивается стремлением к естественному богопознанию, основанному на всматривании в мир природных творений. В XIII–XV вв. сформировалось отчётливое представление о двух типах теологии – естественной теологии и богооткровенной теологии. В сочинениях Фомы Аквинского и его современников естественная теология была выделена в качестве науки, отвечающей всем традиционным критериям научного знания, и заняла верхнюю позицию в классификации естественных человеческих наук. В формировании такой концепции естественной теологии важнейшую роль сыграли два фактора: освоение главных трудов Аристотеля, в первую очередь, «Метафизики», и знакомство с сочинениями арабских и иудейских философов в латинских переводах. С другой стороны, в это же время укрепилась и получила рациональное обоснование концепция, согласно которой теология принципиально отличается от науки и составляет особый, автономный вид знания.

 



 
PR-CY.ru