ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 30

В Англии наиболее последовательную попытку отделения естественной теологии от богооткровенной теологии и от метафизики предпринял Френсис Бэкон в незавершённом труде «О достоинстве и приумножении наук» («The Proficience and Advancement of Learning», 1605 г.). Ф. Бэкон исходил из деления философии на три основные части – учение о Боге, о природе и о человеке. Естественная теология, она же «божественная философия», ответственная за первую, есть такое знание, «которое можно получить о Боге с помощью света самой природы и созерцания Его творений». Целью её следует считать опровержение атеизма и выявление законов природы, но никак не знание о самом Боге, «подобно тому как творения мастера раскрывают нам его талант и мастерство, но ни в коей мере не могут нарисовать его образ». Изучение творений, составляющее предмет естественной теологии, может продемонстрировать существование Бога, Его управление миром, Его атрибуты (могущество, мудрость, благость, справедливость), однако попытки перехода от естественной теологии к непосредственному богопознанию способны породить «как религиозную ересь, так и пустую и ложную философию». Развитие естественной теологии в XVIII в. отмечено стремительным ростом литературы, посвящённой ей как особой дисциплине богословского знания. Наиболее распространённой была её трактовка в качестве апологетической пропедевтики к «сверхразумным» богословским учениям, которая, в свою очередь, требовала восполнения через библейское богословие. Наглядный примером подобного подхода является «Теодицея» Георга Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.), в которой автор утверждал, что у человека «нет надобности в вере, основанной на Откровении, для того чтобы знать, существует ли единое начало всех вещей, совершенно благое и премудрое». Г.В. Лейбниц был убеждён, что вопрос о том, «каким образом начало единое, всеблагое, всемудрое и всемогущее могло допустить зло», относится к компетенции именно естественной теологии. Последователь Лейбница Христиан Вольф (1679–1754 гг.) и его школа фактически вернулись к традиционной трактовке естественной теологии как одной из составляющих метафизики. Попытка Х. Вольфа построить естественную теологию на основании его общего дедуктивного метода отражена в шестой части сочинения «Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще» («Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt», 1720 г.), озаглавленной «О Боге». Онтологическим соответствием понятия Бога является в вольфовской метафизике понятие «необходимой вещи». Это онтологическое первоначало является самостоятельной сущностью (selbständiges Wesen), содержащей в себе основания существования всех вещей. Её предикаты суть предикаты Бога, Который в соответствии с ней есть вечный, неизмеримый, первый и последний, нетленный, бестелесный, простая сущность, ни от чего не зависимая и самодостаточная. Специальное внимание Х. Вольф уделял всеведению и совершенству воли Бога, поскольку это является «достаточным основанием» для утверждения, что созданный Им мир есть лучший из миров. Божественное всемогущество, согласно Х. Вольфу, состоит в способности претворять возможности вещей в их действительность, но ограничена тем, что Бог не может менять сами эти возможности по Своему расположению или желанию.

 



 
PR-CY.ru