ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 24

Кларембальд Аррасский, ученик Теодорика, полагал, что главный объект богословского знания – Бог как форма и акт. Бог есть абсолютная форма и, следовательно, абсолютный акт: не акт чего-то, но просто «акт». Чистая и абсолютная актуальность имеет необходимый характер, а значит, неизменна и вечна. В такой перспективе Кларембальд понимал также смысл божественного имени «Сущий»: Бог есть «форма бытия», не причастная ни к чему. Отсюда же выводится учение о постигаемых естественным путём божественных атрибутах: абсолютном единстве и вездесущести. Чистое актуальное бытие означает чистое единство, поэтому множественность всегда внеположна Богу. Бог вездесущ, потому что Он есть абсолютная форма и присутствует везде, где присутствует какая-нибудь форма. Как везде, где есть белизна, присутствует форма белого, так везде, где нечто есть, присутствует форма бытия. Следовательно, Бог присутствует везде, и в этом смысле Он есть форма всех вещей. Алан Лилльский предпринял попытку полностью обновить метод теологии и прямо доказать основные философские истины, ведущие к принятию христианской веры. Опираясь на своеобразно истолкованные положения трактата Боэция «О Троице», он полагал, что теология может и должна быть выстроена посредством дедуктивного метода из предварительно определённых терминов и аксиом. Методологические принципы Алана получили наиболее полное выражение в трактате «Искусство католической веры», который по своей структуре подобен трактату по геометрии и содержит термины, постулаты, аксиомы, доказательства. Цель трактата – продемонстрировать неверующим, что доводы разума со всей мощью свидетельствуют об истинности христианства. Алан учил, что душе по природе врождены богословские максимы – непосредственно очевидные положения. Первая богословская максима определяет Монаду, т.е. Бога: «Монада есть то, через что всякая вещь едина». Исходя из этого, Алан развивал богословие Единого, разворачивая его как учение о трёх уровнях бытия: «занебесный», которому соответствует Бог как абсолютное Единство; «небесный», которому соответствуют ангелы, на этом уровне появляется инаковость и изменчивость; «поднебесный», которому соответствует мир тел и множественности. Будучи началом и одновременно концом всего, божественная Монада уподобляется кругу. Чтобы дать представление об этой парадоксальной божественной реальности, Алан использовал известную формулу: «Бог есть бесконечная сфера, центр которой – везде, а окружность – нигде». Один из самых видных представителей школы аббатства Сен-Виктор, Гуго Сен-Викторский, предложил разделение теологии на две части: мистическую и философскую. В трактате «Дидаскаликон» он рассуждал о философской теологии (theologia, philosophia intellictibilis, philosophia divinalis) как об одной из теоретических философских дисциплин; в этот высший разряд философского знания она входит наряду с математикой и физикой. Целью философской теологии, как и прочих теоретических дисциплин, является поиск и обретение истины, а путём, ведущим к этой цели, служат естественный свет разума и систематическое обучение, в основе которого лежат традиционные «свободные искусства» тривиума и квадривиума.

 



 
PR-CY.ru