ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 23

Конкретным плодом рациональной теологии Ансельма стала разработка первого в западном христианстве доказательства существования Бога и основанного на нём рационального учения о божественных атрибутах. Назначение этого доказательства, по мысли Ансельма, состоит в том, чтобы дать уже крепко верующему понимание истины, гласящей, что Бог существует. Но доказательства, взятые сами по себе, способны убедить и неверующего, т.е. обладают силой полноценного логического аргумента. На основании провёденного доказательства существования Бога Ансельм развивал учение о Божественных атрибутах, или свойствах. Согласно Ансельму, из понятия Бога можно вывести, что Он есть высшее Сущее, т.е. полнота бытия. Отсюда же выводится Божественное всемогущество, простота, вечность, неизменность и т.д. Но эта продуктивность обнаруживает себя только в том случае, если человек независимо от самого аргумента уже имеет представление о том, чем именно является Бог как наибольшее сущее. Немало способствовал будущей организации теологии в науку богослов и логик Пьер Абеляр. Он признавал, что человеческий разум не в силах полностью постигнуть тайны веры. Влияние Абеляра на развитие естественной теологии выразилось в том, что он определил тот идеал технической и интеллектуальной строгости богословских занятий, который полностью осуществился в доктринальных синтезах следующего периода. Конкретным примером приложения логических построений к богопознанию может служить учение Абеляра об универсалиях в Божественном интеллекте. Согласно Абеляру, эти универсалии отличны от тех общих понятий, которые образует интеллект человека благодаря чувственному опыту, как причина отличается от следствия. Будучи источником и формальным основанием сходства сотворённых вещей, универсалии в Божественном уме, т.е. идеи вещей, оказываются в то же время тем формальным средством, благодаря которому Бог может постигать каждую индивидуальную вещь из сотворённых Им. В XII в. сформировалась шартрская школа богословия, в центре интересов которой находилось исследование природы и разработка космологических концепций. Её представитель Гильберт Порретанский в учении о Боге опирался на концепции Боэция и сформулировал основные понятия собственной естественной теологии в комментарии на трактат Боэция «О Троице». Согласно Гильберту, Бог есть чистая сущность (essentia), от Него получает свою сущность всё прочее, и поэтому божественная сущность есть бытие всех творений. Но ничто из того, что творит Бог, не является чистым бытием: всякая тварь есть составное бытие, распадающееся на «то, что есть» (id quod est) и собственно «бытие» (esse). Божественная сущность сообщает себя творениям, наделяя их бытием через их родовые сущности (телесность, животность и т.д.). В Самом Боге Его сущность и божественность – одно и то же. Теодорик Шартрский учил о Боге как о троичной причине универсума. При этом он устанавливал соотношение между теми обозначениями первоначала, которые приняты в естественном богопознании, и именами Божественных Лиц: Бог есть производящая (Отец), формальная (Сын, премудрость Божия) и целевая (Святой Дух, благость Божия) причина мира.

 



 
PR-CY.ru