ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 26

По учению Фомы Аквинского, невозможно непосредственно подняться мыслью от творений к внутренней сущности Бога, потому что человеческий интеллект несоизмерим с бесконечностью Божественного бытия. Единственный доступный человеку путь богопознания – путь аналогии. Бог есть чистый и простой акт бытия; в Нём сущность и существование совпадают. Напротив, творения обладают бытием только через причастность Божественному бытию – постольку, поскольку Бог наделяет их бытием. В тварных вещах сущность, будучи их собственным достоянием, отлична от существования, которое есть дар Божественной первопричины, и принимается сообразно воспринимающей способности каждого конкретного творения. Такое отношение между изначальным Божественным источником всякого бытия и бытием творений Фома Аквинский называет analogia entis (аналогией бытия). Соответственно, и познание Бога в границах естественной теологии тоже возможно только по аналогии между тварными следствиями и Божественной причиной. Концепция естественной теологии как науки утвердилась в томистской школе XIV–XV вв. Ярким примером серьёзного внимания к вопросам естественной теологии служит трактат Раймунда Сабундского (ум. в 1432 г.) «Естественная теология», переведённый Мишелем де Монтенем на французский язык во второй половине XVI в. Раймунд выстроил систему наук, опираясь, прежде всего, на внутренний психологический опыт субъекта. По его мнению, свидетельство собственного сознания человека является наилучшим аргументом в поисках истины о божественных предметах и порождает столь глубокую внутреннюю уверенность, что она не может быть поколеблена. Вместе с тем в отличие от Фомы Аквинского и многих других авторов Раймунд отказывался разделять богооткровенную и философскую теологии как разные науки. Усматривая в человеке связующее звено между естественным и сверхъестественным, он стирал границу между двумя богословскими науками и считал возможным для человека непосредственно прийти через исследование самого себя и своей природы к познанию глубочайших тайн Откровения. Вследствие столь радикального расширения области приложения естественной теологии у неё постепенно стали появляться новые противники, напоминавшие об ограниченности способностей человеческого разума. Так, по убеждению Дуранда из Сен-Пурсена, любая разновидность теологии не наука, а положения веры не основания науки. Теология опирается исключительно на веру в Откровение, догматические положения не являются рациональными и не могут быть сведены к самоочевидным началам. Вера не связана ни с априорным знанием, ни со знанием, полученным из опыта. Предмет теологии всегда имеет сверхъестественный характер и потому не может быть исследован человеком при помощи его естественной познавательной способности. В состоянии «странника» человек призван следовать Священному Писанию, которое говорит языком метафор и преподаёт не столько знание, сколько моральное учение. Уильям Оккам также отказывал обоим видам теологии в статусе науки по той причине, что в основании теологии лежит вера и авторитет, а не разумная очевидность. Наука в собственном смысле – это знание, основанное на очевидности. Поскольку в отношении Бога человек не может достичь такой очевидности,

 



 
PR-CY.ru