ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 19

Словосочетание «Отец и Господь (Царь)» по отношению к Богу также отмечено в тот период, хотя имеет библейские корни (Мал. 1:6) – см.: Сир. 23:1, 4; 51:1; Тов. 13:4; 3 Макк. 7:5; Прем. 11:11. Иосиф Флавий называет Бога по преимуществу «господин, царь». В синагогах выражение: «Отец наш, Царь наш» являлось формулой в богослужебных молитвах (ср.: 3 Макк. 2:2). Выражение «Отец Небесный» не встречается в апокрифической литературе межзаветного периода, однако оно, как полагают исследователи, было распространено в палестинских синагогах и употреблялось по отношению к Богу, поскольку в иудейских источниках зафиксировано с конца I в. н.э. У раввинов около 70 г. н.э. была распространённой фраза «Израиль и его Отец на небесах», а также в личной форме с притяжательным местоимением первого лица – «мой Отец на небесах». Например, раввину Иоханнану бен Заккаю (ум. около 80 г. н.э.) приписывается выражение: «Камни (алтаря) заложили мир между Израилем и его Отцом на небесах», раввину Цадоку (ум. после 70 г. н.э.) – «Отец мой, Который на небесах, Ты разрушил Свой город и сжёг Свой храм, и остался безмятежным и спокойным», раввину Елиезеру (ум. около 90 г. н.э.) – «с тех пор, как Храм разрушен... книжники пристыжены и покрыли свои головы. ...на кого мы можем положиться? – На нашего Отца на небесах». Значительно реже по сравнению с выражением «Отец наш на небесах» в ранней раввинистической литературе (70–200 гг. н.э.) употребляются выражения с притяжательным местоимением – «мой (твой, его) Отец на небесах». Однако предполагается, что такие выражения регулярно употреблялись с момента их письменной фиксации в Сир. 23:1, 4; 51:1 в отношении к тем лицам, которые имели важное значение в Священной истории передачи Божественного Откровения или были выдающимися исполнителями закона, так что о них естественно было думать, что они были особо близки к Богу. В евангельском учении о Боге Отце различаются два существенных момента. Когда Христос называет Бога Своим Отцом, речь идёт об Отце и Сыне как Лицах Пресвятой Троицы и об отношении Отца к Сыну: через имя «Отец» раскрываются Его личные свойства. В других случаях Христос называет Бога Отцом по отношению к людям («Отец ваш»), здесь имя «Отец» используется в переносном смысле. Важнейшее свидетельство о личном свойстве Бога Отца содержится в словах Иисуса Христа: «...Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26), т.е. Отец не рождается, но Сам рождает Сына, будучи началом для других Лиц Святой Троицы: от Него рождается Сын («Единородный» – Ин. 1:14, 18; 3:16, 18) и «исходит» Святой Дух (Ин. 15:26). Отсюда позднейшее христианское богословие формулирует следующую мысль: безначальность (нерождённость) есть личное свойство Отца, рождение – личное свойство Сына, а исхождение – Святого Духа. В чём различие между рождением и исхождением – об этом не говорится ни в Евангелиях, ни в других новозаветных писаниях; догматическое богословие считает это знание непостижимым для человека – это тайна Божества. В учении о Боге Отце как Отце всех верующих в Него Христос полемизирует и с древнееврейскими, и с эллинистическими греко-римскими представлениями об отцовстве как домовладычестве.

 



 
PR-CY.ru