ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 14

Открытие и изучение межзаветной литературы, которая имела широкое хождение и была очень популярной в своё время (что доказывается большим числом переводов на различные языки), а также ближневосточного фольклора, внебиблейской идиоматики, изречений авторитетов и афоризмов показали, что Христос в Своих поучениях и притчах нередко обращался и к этому живому многообразному языковому материалу. Ряд примеров обнаруживает разительные совпадения изречений Христа с изречениями, содержащимися в межзаветной литературе. Для сторонников исторического развития христианства подобного рода примеры служат поводом к отрицанию уникальности евангельского учения. Отождествляя образную и идейную стороны выражения, они не замечают, что очень часто Христос использует хрестоматийные сравнения, идиомы, словесные штампы, вкладывая в них новый, отвечающий духу Его проповеди смысл. Например, евангельские слова: «...Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12) – очевидно, предполагают знакомство с утверждением Гиллеля (конец I в. до г.э.): «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. В этом весь Закон» – и непосредственно соотносятся с ним (заключение Мф. 7:12: «...В этом закон и пророки» – выглядит как прямая отсылка на слова Гиллеля), но в то же время развивают их и придают совершенно иное (евангельское) измерение. Если отрицательная формулировка «золотого правила» у Гиллеля призвана лишь удержать человека от зла, поставить преграду неуважительному отношению к другому, то в словах Спасителя содержится нечто гораздо большее – они выражают побуждение к любви, к заботливому и самому внимательному отношению к ближним. Нередко Христос, подразумевая хорошо известные Его слушателям выражения, не просто перестраивает их или наполняет иным содержанием, но самым неожиданным и парадоксальным образом меняет их смысл, раскрывая при этом новые, выходящие за рамки привычных человеческих представлений отношения (ср.: Он учил «не как книжники и фарисеи» – Мф. 7:29 и «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» – Ин. 7:46). Это можно проиллюстрировать следующим примером. Имевший широкое распространение апокриф «Завещания двенадцати патриархов» содержит произносимые патриархом Иосифом (II в. до н.э. – II в. н.э.) слова: «Голод мучил меня, но Сам Господь накормил меня. Одинок я был, и Бог утешил меня; я болен был, и Господь посетил меня; в темнице был я, и Бог мой смиловался надо мною». Не вызывает сомнений, что этот апокриф был известен современникам Спасителя, чем объясняются лексические совпадения со словами из евангельской притчи о Страшном Суде: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36). На эту параллель не раз указывали как на свидетельство литературной зависимости и тесной связи, которая существовала между иудейской дохристианской апокрифической литературой и новозаветной литературой.

 



 
PR-CY.ru