ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 16

Говоря о языке евангельского богословия, необходимо учитывать, что Евангелия создавались в христианских общинах десятки лет спустя после Вознесения и поэтому содержат не только слова Самого Спасителя, но нередко и традицию понимания этих слов апостолами и первыми христианами. По свидетельству Иерапольского епископа Папия, апостол Пётр, чья проповедь легла в основу Евангелия от Марка, передавая учение Спасителя, приспосабливал его к нуждам своих слушателей. Эта апостольская традиция, которая в современной библейской критике часто рассматривается как поздние наслоения, деформирующие и искажающие начальные слова Христа, в православном богословии получила противоположную оценку. Для православной библеистики ранняя церковная традиция, зафиксированная в Евангелиях, имеет особую ценность, поскольку позволяет увидеть, как то или иное слово понималось самими апостолами, т.е. ближайшими учениками Спасителя. Например, Евангелие от Иоанна передаёт ответ Христа на вопрос, каким знамением Он может доказать, что «имеет власть так поступать»: «Иисус сказал им... разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это...» (Ин. 2:19–22). Этот же ответ в Евангелии от Матфея выражен таким образом: «Он говорил: “могу разрушить храм Божий и в три дня создать его”» (Мф. 26:61), что, вероятно, передаёт слова Самого Спасителя, а параллельное место из Евангелия от Марка: «Мы слышали, как Он говорил: “Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый”» (Мк. 14:58) – то, как эти слова позднее были поняты и интерпретированы апостолами. Евангельское богословие не отвлечённая сумма знаний, а путь обретения новой жизни в Царствии Небесном, которое уже явлено в силе через богопознание в общении с Сыном («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» – Ин. 14:7; «Видевший Меня видел Отца» – Ин. 14:9; «...всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» – Мф. 10:32; «...кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» – Мф. 10:40). Любая притча или поучение Спасителя содержат не только элементы богословия, но и руководства в практической деятельности и в жизни. Таким образом, они неотделимы от нравственных, аскетических и волевых решений человека и ставят перед ним проблему выбора. Часто Христос завершает Свои поучения словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9, 43). Этот призыв указывает на то, что Спаситель не излагает учение в готовом, завершённом виде, но побуждает Своих слушателей к активному размышлению и поиску; Священное Писание Он призывает не просто читать, но «исследовать». Евангельское богословие неотторжимо связано с евангельской этикой, т.е. с такими темами, как любовь к ближнему, милосердие, прощение, терпение и т.п. Каждая из этих тем может быть прослежена в евангельских текстах, причём определяющим в них является призыв к предельному совершенству (прощать не три раза, как учили фарисеи, и не семь, как полагает апостол Пётр, а до «седмижды семидесяти раз» – Мф. 18:21–22, т.е. бесконечно; жертвовать не пятую часть имущества (ср.: Лев. 5:15–16) и не пол-имения, как говорит обретший Христа Закхей (Лк. 19:8), а всё продать и раздать нищим; любить не только ближних, но и врагов.

 



 
PR-CY.ru