ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 12

Апологет Афинагор (II в.), живший в Афинах, цитирует Евангелия от Матфея и от Луки (Мф. 5:44–45; Лк. 6:27–28). Существует также несколько неявных указаний на Евангелие от Иоанна, например: «...Знать истинного Бога и его Слово, знать единство Сына с Отцом» (ср. Ин. 1:1–3). Климент Александрийский (150–215 гг.), один из основателей огласительного училища в Александрии Египетской, 21 раз в разных сочетаниях пользуется словом «канон» («канон истины», «канон веры» и «церковный канон»), однако ещё не применяет его к собранию книг. В то же время он явно различает книги, которые имеют для него силу авторитета, и те, которые авторитетом не обладают. В своих книгах Климент цитирует все канонические Евангелия. Отрывок из его утраченного сочинения «Очерки» показывает, что Климент признавал канон из четырёх Евангелий. У Оригена встречается деление новозаветных книг на две части («Евангелие» и «Апостол»), которые он объединяет под общим названием «Новый Завет»; он утверждает, что это – «божественные Писания», написанные евангелистами и апостолами, а они водимы были тем же Духом, исходящим от Того же Самого Бога, Который открывался в Ветхом Завете. Ориген подчёркивает, что нужно отличать Евангелия, бесспорно принимаемые всей церковью, от евангелий еретических. В комментарии на Евангелие от Матфея, созданном незадолго до смерти (после 244 г.), он утверждает, что только Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, без сомнения принимаются всей церковью Божьей. Среди евангелий, отвергаемых им как еретические, он называет евангелия Фомы, Матфия, Двенадцати апостолов, Василида и евангелие египтян. Авторы этих евангелий, по его словам, «поспешно бросились писать, не имея благодати Святого Духа». Он признаёт, что читал эти евангелия для того, чтобы «мы не выглядели незнающими чего-либо ради тех, кто думает, что владеет некоторым знанием, потому что знакомы с ними. Но во всём этом мы ничего не принимаем сверх того, что приемлется Церковью, то есть только четыре Евангелия достойны признания». Свидетельства и цитирование Евангелия западными авторами подтверждают повсеместное принятие авторитета четырёх Евангелий на Западе (Рим, Галлия, Северная Африка). Иустин Философ, приводя выдержки из Евангелий, часто называет их «Воспоминаниями апостолов». Цитируя Евангелие от Луки, он употребляет выражение «воспоминания, составленные апостолами Христа и теми, кто последовал за ними». Цитируя Мк. 3:17, называет Евангелие от Марка «его (Петра) воспоминаниями». Описывая воскресное богослужение, Иустин говорит, что «Воспоминания апостолов» читались вместе с ветхозаветными пророками «столько, сколько позволяет время». Ряд идей мог быть заимствован Иустином только из Евангелия от Иоанна: Христос как «перворождённый Бога», как Логос (ср.: Ин. 1:1, 9); учение о новом рождении (ср.: Ин. 3:3, 5). Однако синоптиками он пользуется намного чаще, чем Евангелием от Иоанна. Исследователи отмечают, что «Послание церквей Лиона и Вьена» (II в.) замечательно разнообразием и точностью ссылок на новозаветные тексты. В нём представлено изречение Христа, которое известно только по Евангелию от Иоанна («Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» – Ин. 16:2).

 



 
PR-CY.ru