ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 150

В зависимости от ответа на вопрос о приоритете Евангелия от Матфея, оно датируется либо 50–60 гг., либо 70–80 гг. И та, и другая датировки гипотетичны и не могут опровергнуть церковное Предание. Для определения даты написания Евангелия от Луки исследователям необходимо принимать во внимание ещё больше факторов: его связь с другими Евангелиями, «Деяниями св. апостолов», Посланиями апостола Павла и сочинениями Иосифа Флавия. В самом тексте есть лишь предсказание об окружении Иерусалима войсками, которое может указывать на его осаду римлянами. Большинство учёных признают, что географические указания, содержащиеся в самих Евангелиях, отражают не место написания текстов, а реалии повествования. Кроме гебраизмов Евангелия от Матфея и латинизмов Евангелия от Марка, которые исследователи интерпретируют по-разному, никаких иных указаний на место написания в текстах Евангелий нет. В решении вопроса учёные могут опираться лишь на данные церковного Предания. Местом составления Евангелия от Матфея чаще всего называют Иерусалим или Сирию, Евангелия от Марка – Рим или Александрию (некоторые учёные рассматривают возможность его появления в Галилее или Сирии), Евангелия от Луки – Антиохию или какой-то из городов Греции. Изначальную читательскую аудиторию Евангелий исследователям определить довольно трудно ввиду универсальности христианской проповеди. Для Евангелия от Матфея – это, скорее всего, христиане из евреев, для Евангелий от Марка и от Луки – из язычников. В церковном Предании начиная со второй половины II в. Евангелие от Иоанна характеризуется как «духовное» и считается важным дополнением к синоптическим Евангелиям. Многие святые отцы отмечали знакомство евангелиста Иоанна с тремя первыми Евангелиями. Наиболее ёмко святоотеческое учение выражено Евфимием Зигабеном: «Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность. Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нём он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего на богословское учение о Спасителе, как наиболее необходимое, ввиду появления ересей. Другие евангелисты пропустили это вследствие несовершенства слушателей, т.к. ещё не утвердилась проповедь, а Иоанн приводит и это учение, т.к. вера уже возрастала, и верующие становились понятливее, присоединив и другие главы, опущенные предыдущими евангелистами». В критической библеистике существует несколько главных теорий происхождения Евангелия от Иоанна. Согласно первой теории, в основе Евангелия от Иоанна (включая речи и диалоги) лежит устное предание. Соответственно сходства и различия с синоптическими Евангелиями объясняются разными вариантами передачи этого предания. Исследователи полагают, что в Евангелии от Иоанна использован особый композиционный приём организации устных рассказов, известный по другим памятникам античной литературы, – так называемая кольцевая композиция.

 



 
PR-CY.ru