ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 8

Кающиеся, согласно папе Иннокентию I, не могут принимать помазание, поскольку елеосвящение является одним из таинств (genus est sacramenti). Сульпиций Север (IV–V вв.) повествует о том, как св. Мартин исцелил девушку, помолившись (по другой версии, произнеся экзорцизм) и влив ей в уста освящённый елей. Та же практика имела распространение и в Галлии в V в.: Женевьева Геновефа (ум. около 500 г.), согласно Житию, помазывала больных елеем, который благословил епископ. Григорий Турский (VI в.) упоминал о св. Непотиане, который исцелил св. елеем больного лихорадкой. Кесарий Арелатский учил в проповедях, чтобы в случае болезни верные, причастившись Тела и Крови Христовых, помазывали себя и своих ближних благословленным елеем по слову апостола Иакова и таким образом получали не только телесное здравие, но и отпущение грехов (исследователи полагают, что помазание могли совершать также и пресвитеры). То, что больной сначала причащался, а потом помазывался, делало участие в этом таинстве оглашенных и кающихся невозможным. В другой проповеди Кесарий Арелатский называет помазание благословленным елеем от пресвитеров «церковным врачевством». В соответствии с православной точкой зрения этот древний латинский автор связывал таинство елеосвящения не с умиранием, а с желанием обрести телесное здравие. По Элигию Нуайонскому (ум. в 660 г.), который, как и Кесарий Арелатский, сообщает о помазании елеем после причащения, в таинстве елеосвящения исцеляется не только тело, но и душа. Беда Достопочтенный (VIII в.), толкуя Иак. 5:14–15, отмечал, что в его время по-прежнему в соответствии с распоряжением Иннокентия I освящённым елеем могли помазывать не только пресвитеры, но и миряне для исцеления тела. Однако, по словам Беды Достопочтенного, прощение грехов в этом таинстве происходит только в том случае, если болящий покается перед пресвитером. В его Толковании на Мк. 6:13 подтверждается обязательность освящения елея епископом. Согласно правилам 4 и 29 св. Бонифация Майнцского (VIII в.), священники всегда должны брать с собой в дорогу освящённый епископом елей для исцеления больных. На Востоке первое твёрдое свидетельство о самостоятельном таинстве елеосвящения содержится в приписываемом Иоанну Дамаскину слове «О почивших в вере» (VIII в.?), где различаются св. миро и «иной елей, помазывающий которым, желая помазать болящего, сначала сам приобщается помазания, а потом помазывает и страждущего» (часто упоминаемое в книгах XIX – начала XX вв. свидетельство Виктора, пресвитера Антиохийского, в действительности является цитатой из катен, составленных из произведений авторов, живших до VI в.). С конца VIII в. сохранились литургические рукописи, содержащие молитвы византийского чина елеосвящения. Однако и в более раннюю эпоху исследователям известно множество случаев, когда св. старцы исцеляли болящих с помощью елея. В «Истории египетских монахов» (конец IV в.) повествуется о преподобном Иоанне Ликийском, который освящал елей и либо сам помазывал болящего, либо посылал елей тому, кто хотел исцелиться. Иероним Стридонский (IV–V вв.) в «Житии св. Илариона» упоминает, что святой избавил от смерти дочь некой св. женщины, помазав её елеем.

 



 
PR-CY.ru