ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 2

В синоптических Евангелиях рассказывается, что Христос отправлял Своих учеников на проповедь (Мф. 10:1, 8; Мк. 6:7–11; Лк. 10:3–9), причём во время исполнения Его наказа апостолы исцеляли больных, помазывая их елеем (Мк. 6:13). Исследователи полагают, что исцеление было непосредственно связано с изгнанием бесов (Мк. 6:13; 9:17–29; ср.: Лк. 10:17). Впрочем, богословы сомневаются в том, что упоминаемые в Евангелии от Марка помазания могли быть таинством елеосвящения, поскольку они совершались до Страстей Христовых, когда апостолы ещё не имели дара Святого Духа. Речь может идти либо о временном даре (ср.: 1 Кор. 12:9), либо о прообразе таинства (ср.: Ин. 3:22; 4:1–2). Таким образом, основным свидетельством установления таинства елеосвящения является Послание апостола Иакова. Именно по этой причине протестантские богословы не считают елеосвящение таинством, ссылаясь на то, что оно основано только на церковной традиции, а не на прямом указании Господа (что в классическом католическом богословии, с которым полемизировал протестантизм, должно было быть одним из обязательных признаков любого таинства). Помазание, упомянутое в Послании апостола Иакова, не является ни обычным врачеванием (хотя известно, что елей использовался как медицинское средство), ни исключительным харизматическим даром, поскольку исцеление совершается иерархическим священством (пресвитерами), а главным средством исцеления служит церковная молитва. Основную сложность толкования этого места в связи с учением о таинстве елеосвящения составляет вопрос о том, что представляют собой слова апостола – заповедь или рекомендацию. Характер высказывания (о помазании говорится как о чём-то хорошо известном), участие пресвитеров и слова «во имя Господне» (ср. крещальные формулы в Деян. 2:38; 8:16; 10:48 и др.) свидетельствуют в пользу первого. Исследователи полагают, что помазание совершалось в случае серьёзной болезни, о чём говорит упоминание о посещении («пусть призовёт») болящего пресвитерами. Cовершители таинства елеосвящения называются в Послании апостола Иакова «пресвитерами Церкви» (в раннехристианской литературе это словосочетание встречается ещё только в Деян. 20:17). Об их принадлежности к церкви упоминается, по мнению исследователей, для того, чтобы подчеркнуть, что речь идёт не просто об авторитетных старцах, а об одной из степеней церковной иерархии. Исследователи полагают, что «пресвитерами» в апостольскую эпоху (когда общепринятая терминология ещё не установилась) могли называться и епископы (ср. греческий текст 1 Петр. 5:1; 1 Тим. 5:1, 17). В средиземноморской культуре елей был важнейшим продуктом питания, а также одним из распространённых медицинских средств. В том же качестве он использовался и в ветхозаветную эпоху. Кроме того, в Ветхом Завете елей выступает символом радости и Божьей милости (в Септууагинте (LXX) эта символика ещё больше подкрепляется сходным звучанием греческих слов, означающих «елей» и «милость»). Елей применялся при помазании на царское, священническое и пророческое служение (Исх. 29:7; 40:15; Лев. 8:12, 30; 10:7; 21:10 след.; Суд. 9:7–16; 1 Цар. 10:1; 16:1; 2 Цар. 2:7; 5:3; 3 Цар. 1:34, 39; 19:15–16; 4 Цар. 9:3, 6; 11:12).

 



 
PR-CY.ru