ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 9

О преподобном Амуне сообщается, как он исцелил больного мальчика, помолившись и помазав его елеем. Согласно «Лавсаику» Палладия (V в.), преподобный Вениамин получил от Бога дар исцеления и лечил приходящих к нему возложением рук или помазанием елеем, который сам благословлял. В написанном около серидины VII в. Георгием Сикеотом «Житии преподобного Феодора Сикеота» неоднократно упоминается о том, как Феодор (который после выхода из затвора имел сан пресвитера и затем епископа) помазывал болящих елеем (реже – водой или вином), причём приведены даже молитвы на освящение воды для помазания и на помазание елеем. Помимо исцелений людей в «Житии преподобного Феодора Сикеота» упоминаются и случаи исцеления животных. О подобном случае сообщает и Феодорит Кирский, рассказывая о подвижнике Афраате, который исцелил коня императора Валента, помазав животное благословленным елеем. Вид, который имеет чинопоследование елеосвящения, содержащееся в современных православных изданиях богослужебных книг, приобрело далеко не сразу. В греческих рукописях чинопоследование елеосвящения отличается огромным разнообразием. В наиболее ранних сохранившихся рукописях молитвы, которые впоследствии станут центральными в православном чинопоследовании елеосвящения, встречаются среди различных молитв врачевания чинов (их количество в некоторых рукописях может исчисляться десятками). Прежде всего, это молитва «над елеем» и молитва «над болящими»; эти молитвы содержатся уже в древнейшей сохранившейся рукописи «Евхология», конец VIII в. (см. Барберини Евхологий). Среди древнейших «Евхологиев» в одних рукописях эти и другие молитвы приведены по отдельности, вне всякого последования, в других часть молитв включена в отдельное последование над болящими, часть – в чин освящения елея для болящих. В некоторых греческих рукописях X–XII вв. молитвы елеосвящения объединены с последованием Божественной литургии. Южноитальянские «Евхологии» предписывают освящать елей для больных утром перед литургией или накануне вечером, а помазывать больных – после литургии (на самой литургии указаны особые чтения) с молитвой, текст которой не приведён. Знаменитый константинопольский «Евхологий» 1027 г., переписанный для клирика патриарших часовен (см. «Стратигия Евхологий»), говорит о совершении елеосвящения в домовом храме болящего (который, следовательно, является обеспеченным человеком). Елей освящается за литургией, но не в связи с освящением Даров (как было в древних литургико-канонических памятниках), а в самом начале – после окончания проскомидии. «Евхологий» указывает особые чтения для литургии, а помазание совершается после её окончания (во время помазания, при котором помазывается не только болящий, но и его домашние и само здание дома, поются песнопения в память св. бессребреников и читается молитва). После помазания совершается краткое моление с сугубой ектенией и чтением Евангелия, и на этом чин заканчивается; «Евхологий Стратигия» предписывает повторять чин в течение семи дней. Более сложный чин, со многими молитвами, описан в «Евхологии» 1153 г. Исследователи отмечают, что здесь упоминается совершение семи иереями служб суточного круга (как полагают исследователи, с особыми песнопениями, которые не описаны) накануне елеосвящения: вечерни, паннихис и утрени.

 



 
PR-CY.ru