ЕПИСКОП - Страница 20

В схоластическом богословии с целью согласования нового учения о папском примате с древним преданием церкви было разработано учение о двух властях – «власть сана» («potestas ordinis»; иначе называется «potestas sacramentalis»), которую епископ получает при посвящении, и «власть юрисдикции» («potestas jurisdictionis»), которую епископ получает от папы как викария Христа и преемника князя апостолов Петра. Тем не менее, Тридентский собор закрепил лишь учение о божественном происхождении церковной иерархии и об апостольском преемстве епископов. Первый Ватиканский собора в конституции «Pastor aeternus» окончательно провозгласил вселенский примат папы. Однако второй Ватиканский собор скорректировал учение о епископской власти, введя единое понятие «священная власть» («sacra potestas!). Основными документами, в которых отражено учение второго Ватиканского собора о епископах, являются глава 3 догматической конституции о церкви «Lumen gentium» и декрет о пастырском служении епископов «Christus Dominus». В частности, в этих документах утверждается божественное установление епископата. Коллегия епископов представляет собой продолжение Собора апостолов. Епископы являются наследниками апостолов как пастырей церкви, а также «наместниками и посланниками» Христа в вверенной ему местной церкви, её зримым началом и основой единства. При этом наместником Христа и зримым главой всей церкви является папа, который возглавляет коллегию епископов. Каждый епископ помимо посвящения должен пребывать в иерархическом общении с Римским понтификом. Без согласия папы епископы не могут быть допущены к исполнению своего служения. Коллегия епископов в единстве с Римским понтификом обладает всей полнотой власти в церкви. Коллегия епископов не представляет собой отдельного от папы законодательного органа. Коллегиальность епископата выражается, прежде всего, на вселенских Соборах. Каждый епископ имеет право принимать участие во вселенских Соборах, но папа может призвать епископов к коллегиальному действию без созыва Собора. Новой формой коллегиального действия стали епископские конференции. Епископы являются «наставниками в учении, священниками в богопочитании и служителями в управлении». Епископское посвящение сообщает полноту таинства священства, а именно святительскую обязанность, обязанность учительства и обязанность управления. Одной из главных обязанностей епископа является проповедь Евангелия. Епископ – главный домостроитель Таин Божьих, который возглавляет каждое законное совершение евхаристии. Кроме того, только епископ совершает таинство конфирмации и руководит покаянной дисциплиной. На него также возлагается пастырское попечение о своём диоцезе, включая регулярные пастырские визиты.

 



 
PR-CY.ru