ЕПИСКОП - Страница 19

Только с XI в. (Собор 1031 г. в Лиможе) чтение проповедей начинает вменяться в обязанности приходских священников, тогда как ранее это было прерогативой епископа. Рост папской власти в IX в. послужил причиной возникновения споров о положении епископа в церкви. Поводом стали участившиеся случаи переводов епископов с одной кафедры на другую, что допускалось древним церковным законодательством только в случае крайней необходимости (utilitas ecclesiae). В частности, Реймсский архиепископ Гинкмар выступил против смещения своего племянника Гинкмара с Ланской кафедры и перевода епископа Актарда, бросившего, по мнению Гинкмара, свою паству ввиду политических потрясений, с Нантской кафедры на Турскую (что было одобрено и папой Адрианом II, и императором Карлом Лысым). Его трактат написан в форме письма к некоему епископу, но получил широкое распространение и стал известен в Риме (до этого Гинкмар вёл активную переписку с папой). Ответом на выступление Гинкмара явился трактат Анастасия Библиотекаря о перемещении епископа. Анастасий Библиотекарь, хорошо владевший греческим языком и знавший церковную историю, приводил массу примеров перевода епископов с одной кафедры на другую (в том числе из недавней византийской истории). Хотя полемика закончилась тем, что племянник Гинкмара остался на Ланской кафедре, а Актард на Турской, трактат Анастасия Библиотекаря стал активно использоваться сторонниками сильной папской власти (уже в X в. папой Формозом). «Диктат папы» – документ, который был составлен папой Григорием VII, как полагают исследователи, в 1075 г., и остался на уровне программы действий и не вступил в законную силу, – свидетельствует о значительных изменениях, которые произошли в понимании епископского служения. В частности, в нём говорится, что только Римская церковь основана Самим Господом, только Римский понтифик по праву может быть назван вселенским, он может низлагать и поставлять епископов без созыва Синода, папский легат на Соборе выше всех епископов, папа может менять границы диоцезов, перемещать по необходимости епископов с одной кафедры на другую, поставлять клириков в любом диоцезе. В результате борьбы за инвеституру и заключения Вормсского конкордата 1122 г. вмешательство светской власти в избрание епископов было ограничено. Второй Латеранский собор (1139 г.) передал право избрания епископов капитулу, что впоследствии было закреплено в «Декрете» Грациана. Процедура перевода епископов с одной кафедры на другую была официально утверждена папой Иннокентием III. Постепенно епископская коллегиальность была существенно ограничена: к XIII в. количество местных Соборов резко сокращается, а реальные полномочия папы существенно возрастают.

 



 
PR-CY.ru