ЕПИСКОП - Страница 17

Епископ призван надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности и соблюдать законодательство РПЦ (её Устав, постановления Соборов и Священного Синода); в случае совершения им правонарушений он несёт церковно-юридическую ответственность. Жалобы на епископа принимаются Патриархом Московским и всея Руси, который при наличии в действиях епископа признаков правонарушения передаёт жалобу в церковный суд по подсудности. Дела по обвинению епископа рассматриваются в первой инстанции общецерковным судом, во второй (и последней) инстанции – архиерейским Собором РПЦ. На время рассмотрения его дела в церковном суде епископ может быть отстранён от управления епархией. Поскольку Устав РПЦ не определяет порядок судопроизводства по делам такого рода, то до принятия «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» архиерейским Собором 2008 г. применялись канонические нормы, устанавливающие ряд специфических правил о возбуждении дел против епископа и доказывании по таким делам. Эти правила сводятся к тому, что обвинять епископа в совершении церковных правонарушений и быть свидетелями обвинения имеют право только те лица, которые принадлежат к православной церкви, не были осуждены церковным судом и не находятся под обвинением в церковных правонарушениях, а также не скомпрометировали себя какими-либо аморальными поступками. Кроме того, они содержат требование формальной оценки доказательств, устанавливая, что вина епископа должна быть доказана как минимум показаниями двух или трёх свидетелей. Дело должно рассматриваться судом в присутствии обвиняемого епископа, для чего он трижды вызывается в судебное заседание; в случае неявки епископа после третьего вызова суд вправе рассмотреть его дело заочно. К епископу, виновному в церковных правонарушениях, применяются такие наказания, как лишение сана (за уклонение в ересь или раскол и другие наиболее тяжкие преступления) и запрещение в священнослужении. В западной части Римской империи, начиная уже с III в., епископы часто были патронами по отношению к населению своих диоцезов. Епископы могли выступать в качестве свидетелей при заключении браков, торговых сделках, освобождении рабов и т.д. Они заботились о брошенных детях, сиротах и вдовах и имели право свободно посещать заключённых. К защите со стороны епископа могли прибегать обездоленные и нищие. Права и привилегии епископа частично были отражены в позднеантичном имперском законодательстве. Епископы также обладали рядом исключительных привилегий (например, правом пользования (evectio) имперской почтой (cursus publicus), что позволяло им быстро перемещаться в любой конец Римской империи).

 



 
PR-CY.ru