ЕПИСКОП - Страница 14

Существенно изменились требования к семейному положению будущего епископа. Если ещё в IV в. многие епископы избирались из женатых людей, которые и после рукоположения продолжали вести семейную жизнь и имели детей, то к V в. предпочтение начинает отдаваться безбрачным кандидатам, в том числе монахам. Император Юстиниан I законодательно закрепил обычай безбрачия епископа и установил, что кандидатом в епископы может стать только лицо, не состоящее в браке и не имеющее детей; при этом рекомендовалось избирать в епископы монахов. Трулльский собор подтвердил обязательность безбрачия епископов, что иногда истолковывали как предписание избирать в архиереи только монашествующих. Но такое ограничительное толкование ошибочно: правило 12 Трулльского собора регулирует статус лишь тех, кто уже рукоположён в епископский сан, причём обязывает их только к безбрачию, а не к монашеству; поэтому правило 48 Трулльского собора предусматривает обязанность женатого кандидата развестись до рукоположения. Правило же о том, что епископ обязательно должен быть монахом, отражает правовой обычай, в частности, Русской церкви. От этого обычая попытался отойти поместный Собор 1917–1918 гг., постановивший, что кандидат в епископы может быть как монахом, так и «не обязанным браком» священнослужителем и даже мирянином. Однако впоследствии возможность избрания мирянина в епископы была исключена, а безбрачным священнослужителям перед рукоположением в сан епископа было предписано принимать монашеский постриг. Историческое развитие норм о порядке избрания епископа характеризуется постепенным устранением мирян и клириков от участия в выборах. Если с догматической точки зрения церковь никогда не придавала такому участию принципиального значения, то в церковном правосознании оно первоначально считалось необходимым. В I–III вв. выборы епископа производились всей общиной при участии епископов соседних епархий, которые затем совершали рукоположение избранного кандидата. В IV в. эти обычаи выборов упраздняются. Первый Вселенский собор определил, что выборы проводятся всеми епископами соответствующей церковной области (или, по крайней мере, тремя, если остальные письменно делегировали им свои полномочия), а их результаты утверждаются митрополитом – епископом областного города. При этом в особом послании Собор отметил, что в выборах, как и прежде, должно участвовать население епархии. Однако уже Лаодикийский собор (около 343 г.) запрещает «сборищу народа» (толпе) избирать священнослужителей. Впоследствии император Юстиниан предусмотрел ограниченное участие населения епархии в выборах: правом предлагать кандидатуры собранию епископов он наделил лишь знатных граждан (primates) и клириков.

 



 
PR-CY.ru