ЕПИСКОП - Страница 25

Такой порядок чин хиротонии во епископа  сохраняет в православной церкви вплоть до настоящего времени (с некоторыми небольшими различиями в практиках различных поместных церквей – так, в РПЦ ставленник приводится к хиротонии архиереями, но не обводится вокруг престола с пением тропарей, подобно совершаемому при хиротонии во пресвитера и диакона, а в Греческих церквах – обводится; и проч.). Кроме собственно чина хиротонии в поздневизантийскую эпоху большое развитие получили чины, её предваряющие и связанные с избранием нового епископа и с исповеданием им веры. Согласно современным изданиям русского архиерейского Чиновника, избрание нового епископа происходит по синодальному решению и заключается особым чином наречения кандидата во епископы, совершаемым за некоторое время до хиротонии (в рукописях может описываться и более сложный порядок, включающий два различных чина – так называемого малого и великого извещения); исповедание веры представляет собой пространный чин, совершаемый перед литургией в день хиротонии. В греческих и славянских рукописях и старопечатных изданиях чин исповедания веры поставляемого во епископа отличается большим разнообразием. В греческих рукописях XIV–XVII вв. и славянских рукописях XV–XVII вв. могут выписываться также иные чины, совершаемые после хиротонии во епископа и связанные с представлением новорукоположённого императору или царю (во время которого новый епископ, как правило, читал молитву о здравии государя; в византийской традиции молитва могла составляться ставленниками заново – подобно тому, как в позднейшую эпоху стало обычным произнесение речи новопоставленным епископом), а также с его восшествием на определённую ему кафедру (в форме шествия на осляти или иных; в современном русском Чиновнике подобный чин отсутствует, но в греческом Архиератиконе сохраняется (так называемый «Чин, бываемый при интронизации митрополита (т.е., согласно современной греческой традиции, правящего архиерея)»). Особенностью русской традиции середины XV – середины XVII вв. было повторное совершение чина архиерейской хиротонии при возведении епископов в Московские митрополиты и патриархи, богословски и канонически неоправданное и устранённое после патриаршества Никона.



 
PR-CY.ru