ЕПИСКОП - Страница 21

Диоцезальные епископы (episcopus ordinarius loci или dioecesanus) делятся на епископов-суффраганов (episcopus suffraganeus), которые подчинены архиепископу (митрополиту), возглавляющему церковную провинцию, и на так называемых изъятых епископов (episcopus exemptus), непосредственно подчинённых Папскому престолу. Помимо диоцезальных епископов в католической церкви существуют титулярные епископы (episcopus titularis), не имеющие собственной юрисдикции и являющиеся, как правило, коадъюторами (episcopus coadiutor), или помощниками (episcopus auxiliaris), диоцезальных епископов. Хотя о поставлении, или рукоположении, епископа говорится уже в христианских памятниках I в. (ср.: Деян. 20:28; Тит. 1:5, 7; Didache. 15:1), самые ранние описания чина епископской хиротонии содержатся в источниках III в. – «Апостольском предании» и «Дидаскалии апостолов». Автор «Дидаскалии апостолов» пишет, что епископ избирается всем народом по воле Святого Духа и рукополагается в воскресный день епископами из соседних епархий в присутствии всех пресвитеров города. «Апостольское предание» также сообщает об избрании епископа всем народом и о поставлении его в воскресный день. Чин начинается с выражения всеобщего согласия, после чего собравшиеся епископы возлагают руки на поставляемого в епископы, а пресвитеры стоят возле них. В молчании каждый возносит в своём сердце моление о сошествии Святого Духа на ставленника, и затем один из рукополагающих произносит молитву рукоположения. В молитве говорится о том, что со времён Авраама Бог поставлял правителей, священников, служителей для Своего святого Храма –эти ветхозаветные прообразы использованы в молитве в качестве основания для прошений о ниспослании Духа, подающего дар управления, переданный через Христа св. апостолам, и о том, чтобы рукополагаемый исполнял своё архиерейское служение без всякого порока, пас вверенное ему стадо, денно и нощно предстоял Богу в своих молитвах, приносил Ему Святых Дары и отпускал людям грехи (т.е. совершал таинства евхаристии и покаяния). После своего рукоположения новопоставленный епископ сразу совершает таинство евхаристии. Описания епископской хиротонии в более поздних литургико-канонических памятниках основаны на том, которое приведено в «Апостольском предании». Чин, содержащийся в «Канонах Ипполита» (между 336 и 340 гг.), в целом близок к засвидетельствованному в «Апостольском предании», хотя текст молитвы хиротонии изменён. В «Апостольских постановлениях» (около 380 г.) молитва расширена и переработана; в описание включено упоминание троекратного вопрошания пресвитеров и народа старшим из рукополагающих епископов о достоинстве ставленника, совершаемое до начала хиротонии; здесь впервые описана традиция во время хиротонии держать над головой рукополагаемого во епископы раскрытое Евангелие (причём Евангелие, согласно «Апостольским постановлениям», держат диаконы).

 



 
PR-CY.ru