ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 109

Наиболее известны из них Антоний Андреас (ум. около 1320 г.) и Уильям из Алника (ум. около 1333 г.), которые после внезапной смерти Иоанна Дунса Скота занялись упорядочиванием и распространением его неоконченных сочинений. Среди других учеников Иоанна Дунса Скота, которые внесли значительный вклад в распространение и развитие его идей, исследователи выделяют Гуго из Ньюкасла (ум. после 1322 г.), Франциска из Мерона (ум. около 1328 г.), Иоанна из Басоля (ум. в 1347 г.), Петра из Акуилы (ум. в 1361 г.). Учение Иоанна Дунса Скота вскоре после его смерти стало известно многим видным европейским университетским теологам, которые обсуждали, развивали и критиковали его концепции. Неоднократно к анализу взглядов Иоанна Дунса Скота обращались такие авторы XIV в., как томист Фома из Саттона (ум. после 1315 г.), Франциск из Марке (ум. после 1344 г.), Иоанн из Редингтона (ум. в 1348 г.), Ландульф Караччоло (ум. в 1351 г.) и др. Постепенно Иоанн Дунс Скот стал образцом и авторитетным учителем для многих францисканских теологов, что позволяет исследователям говорить о формировании в XIV в. скотизма как особой философско-богословской школы. В отличие от сформировавшегося к тому времени томизма скотизм не был официальной доктриной францисканского ордена и не получал административной поддержки францисканского руководства. Однако ряд заимствуемых у Иоанна Дунса Скота фундаментальных концепций свидетельствует о наличии среди скотистов определённого доктринального единства. В число этих концепций входили учение о формальном различии, об унивокальности сущего, о Божественном всемогуществе и др. Особое место среди последователей Иоанна Дунса Скота в XIV в. занимает Уильям Оккам, который был превосходно знаком со многими идеями Иоанна Дунса Скота, однако в большинстве случаев критиковал их с номиналистических позиций. Критическое отношение к концепциям Иоанна Дунса Скота прослеживается у учеников и последователей У. Оккама, например, у Габриеля Биля (ум. в 1495 г.). В отличие от скотистов XIV в. скотисты XV–XVII вв. видели свою задачу не столько в продолжении анализа затронутых Иоанном Дунсом Скотом философских и богословских тем, сколько в систематизации и прояснении его идей; собственная индивидуальность у них в большинстве случаев приносилась в жертву желанию сохранить верность букве учителя. Наиболее яркими представителями скотизма этого периода являются Вильгельм из Воруйона (ум. около 1463 г.), Николай Орбелли (ум. около 1475 г.), Пелбарт из Тимишоары (ум. в 1504 г.), Иоанн Кёльнский, Николай Дениз (ум. в 1509 г.), Пётр Тартарет, Антоний Тромбетта (ум. в 1518 г.).

 



 
PR-CY.ru