ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 101

Для добродетельных актов требуется участие человека и его свободной воли, которая склоняется вложенными добродетелями к соответствующим актам, но не принуждается к этим актам. Помимо сверхъестественных добродетелей, имеющих своим объектом Бога, на пути спасения человек приобретает естественные добродетели, улучшающие его и являющиеся его «заслугами» (merita). В «Вопросах» к “Сентенциям” Иоанн Дунс Скот излагал весьма подробное и сложное учение о заслугах, однако в основных своих частях оно малооригинально и содержит общие положения католического богословия той эпохи. По утверждению Иоанна Дунса Скота, характерным признаком некоего акта, делающим его заслугой, является его принятие Богом в качестве достойного награды. Бог награждает человека, не подчиняясь никакой внешней необходимости, поэтому заслугой является только то, что Сам Бог устанавливает в качестве достойного награды. Иоанн Дунс Скот подробно разбирал отличие адекватных заслуг (meritum de condigno), которые являются достаточными для получения награды, от неполных заслуг (meritum de congruo), которые дают человеку лишь возможность получить награду. Первые заслуги он связывал с достижением вечной жизни, а вторые – с получением освящающей благодати. Результатом духовного совершенствования человека, по учению Иоанна Дунса Скота, является достижение им блаженства (beatificatio), которое происходит уже не в нынешней, а в будущей жизни. В соответствии с предлагаемым им определением, блаженство – «высшее совершенство способной достичь блаженства (beatificabilis) природы, при котором она в наивысшей степени соединяется со своим наиболее совершенным объектом», т.е. с Богом. Согласно Иоанну Дунсу Скоту, возражавшему Фоме Аквинскому, само по себе блаженство связано не с актом разума (созерцанием Бога, visio Dei), но с актом воли. Этот акт есть «безусловное наслаждение, или акт чистой любви к высшему Благу» – к Богу. Лишь в силу этого акта блаженный получает возможность созерцать Бога. Блаженные интуитивно познают Божественную сущность, а абстрактивно – все существующие в ней вещи. Даруемое Богом блаженство вечно и неизменно: никто из блаженных уже не может согрешить или уклониться от Бога; при этом среди блаженных существуют различные степени совершенства, соответствующие их заслугам. После всеобщего воскресения блаженные души соединятся с прославленными телами, которые будут обладать особыми свойствами: бесстрастностью (impassibilitas), быстротой (agilitas), светлостью (claritas), тонкостью (subtilitas); телесные чувства будут находиться в высшем спокойствии и полностью подчиняться разуму. Веруя в Христа как в Посредника, Спасителя и Искупителя, человек вступает в церковь, которая есть «сообщество верующих» (communio fidelium) и вне которой спасение невозможно: «После грехопадения никто не спасается, если он не будет членом церкви». В тело церкви человек вступает в таинстве крещения. В духовном смысле церковь есть «мистическое Тело Христово», «невеста единственного Жениха – Христа». Христос есть Глава церкви, «от Которого происходит излияние благодати в члены». Согласно Иоанну Дунсу Скоту, всякий христианин в своей личной вере обязан сообразовываться с верой церкви: то, что повсеместно проповедуется в церкви, не является просто мнением, и всякий верующий человек обязан открыто это исповедовать.

 



 
PR-CY.ru