ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 106

Таким образом, причиной вечности мучений является не необходимость вечного наказания, но то, что грешники в аду не могут обратить свою волю к добру: «Наказание длится вследствие того, что (в грешниках) длится грех»; «наказание вечно, поскольку вечная личность вечно остаётся в грехе». Если бы Бог захотел дать мучающимся в аду благодать для избавления от греха, они могли бы исправиться; однако Бог по Своей справедливости постановил не делать этого. Таким образом, милосердный Бог при наказании грешников лишь воздаёт им должное по Своей высшей справедливости. Обсуждая вопрос о всеобщем воскресении, Иоанн Дунс Скот отмечал, что знание о нём доступно человеку лишь через доверие к соответствующим свидетельствам Священного Писания и к учению церкви. Воскресение мёртвых есть высшее сверхъестественное чудо Божье, поскольку оно совершается Богом, «действующим вне всякого порядка тварной причинности». Согласно Иоанну Дунсу Скоту, воскресшие человеческие тела будут теми же телами, которые люди имели при жизни, однако не в простом физическом смысле, поскольку все люди воскреснут в одинаковом возрасте (30 лет), и их тела будут соответствующим образом изменены. Тела тех, кто заслужили вечное блаженство, после воскресения перейдут в особое прославленное состояние. После всеобщего воскресения состоится всеобщий суд (iudicium generale), на котором будет вынесено окончательное решение об осуждении или одобрении человеческой жизни. Судьёй последнего суда будет Христос, Он будет судить одновременно как Бог и как человек. Иоанн Дунс Скот был погребён в францисканской церкви Кёльна (Minoritenkirche), построенной в середине XIII в. На протяжении веков его гробница неоднократно переносилась, занимая всё более почётное место в церкви, а также перестраивалась, становясь всё более роскошной и величественной. Во время Второй мировой войны, в 1945 г., францисканская церковь была разрушена, однако саркофаг с останками Иоанна Дунса Скота остался неповреждённым и был перенесён в Кёльнский кафедральный собор. В 1954 г. состоялась последняя рекогниция (освидетельствование) его останков; 31 августа 1956 г. они были возвращены в восстановленную францисканскую церковь, где и находятся в настоящее время во вновь сооружённой каменной гробнице, украшенной изображением Иоанна Дунса Скота и надписью: «Шотландия меня родила, Англия меня приняла, Галлия меня обучила, Кёльн меня хранит». Среди францисканцев Иоанн Дунс Скот уже вскоре после его смерти стал почитаться не только как выдающийся богослов, но и как человек праведной и святой жизни. Многие средневековые писатели присоединяли к его имени титулы «святой» и «блаженный». При подготовке канонизации Иоанна Дунса Скота были обнаружены свидетельства о том, что уже в XV в. к нему обращались с молитвами, а также о том, как он являлся верующим в видениях, окружённый сиянием святости. О традиции почитания Иоанна Дунса Скота свидетельствуют изображения в францисканских церквах и монастырях, на которых он представлен как святой с соответствующими надписаниями. Почитание Иоанна Дунса Скота возрастало в католической церкви по мере распространения учения о Непорочном зачатии Девы Марии в XV–XVII вв., поскольку он считался провозвестником этого догмата; нередко Иоанн Дунс Скот изображался на картинах преклоняющимся перед Пресвятой Богородицей.

 



 
PR-CY.ru