ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 6

Один из основных примеров – Латеранский собор 1215 г. Однако проповедь не даёт ответа на один очень важный вопрос, который непосредственно вытекает из предыдущих рассуждений, – вопрос о критерии истинности новых догматических определений, сформулированных в процессе экспликации церковного сознания. Он решается Дж. Ньюменом в «Эссе о развитии христианского вероучения». «Эссе…» состоит из введения и 12 глав и существует в двух редакциях. Редакция 1845 г. направлена по преимуществу на обоснование истинности Римско-католической церкви. Редакция 1878 г. лучше систематизирована и делает акцент на снятии обвинений в адрес католицизма, в первую очередь, выдвинутых самим Дж. Ньюменом в «Пророческом служении Церкви». Во введении он объединяет дедуктивный и индуктивный подходы, синтезируя априорную (схоластическую) и апостериорную (эмпирическую) методологию. С одной стороны, исторические факты могут быть основанием для опровержения даже априорных утверждений, признанных ранее истинными. С другой стороны, априорные истины, установленные умозрительно, проливают свет на эмпирические факты и позволяют увидеть в них смыслы, которые не могут быть выявлены иным образом. Первая глава посвящена «развитию идей». Аналогия, которую использует Дж. Ньюмен, ближе всего к понятию развития культуры, это развитие идеи или комплекса идей в обществе. Под «идеей» он понимает самовыражение некой сложной и глубокой реальности во всей её многосторонности. Идее «соответствует совокупность всевозможных аспектов» той реальности, которую она выражает. Ни один аспект не может быть исключён из этой совокупности, и ни одно определение не может исчерпать её полностью. Под «развитием» понимается процесс выражения отдельных аспектов «идеи» в определённой «последовательности и форме». В контексте развития культуры идёт постоянное описание различных аспектов «идей». Однако эти аспекты должны действительно принадлежать самой «идее», чтобы можно было говорить именно о её «аутентичном развитии», а не об искажении. Развитие может осуществляться разными способами. В контексте развития религии выделяются логическое, историческое, моральное и метафизическое развитие. Под логическим развитием понимается дедукция на основании определённых предпосылок, историческое подразумевает исследование фактов, моральное основано на сердечной интуиции, метафизическое связано с анализом «впечатления», отражающего внутренний опыт соприкосновения с реальностью. Во второй главе Дж. Ньюмен приводит априорный аргумент в защиту развития христианского вероучения. Он утверждает, что поскольку Откровение – сложная и глубокая реальность, то определение различных её аспектов происходит лишь со временем, в процессе её развития. Для того чтобы определить, какое развитие этой «идеи» является «аутентичным», а какое нет, необходим специальный инструмент церковной жизни. Далее, в третьей и четвёртой главах, приводится апостериорный аргумент, связанный с исследованием истории и конкретных исторических примеров. Если первые четыре главы посвящены положительному определению понятия догматического развития, то последующие главы ставят вопрос о соотношении догматического развития и «искажения вероучения».

 



 
PR-CY.ru