ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 7

В пятой главе Дж. Ньюмен предлагает семь характеристических признаков (notes), отличающих подлинное развитие от искажения: 1) сохранение первоначальной модели, характеристических черт; 2) непрерывность основных принципов; 3) способность ассимилировать внешние темы первоначальной идеей; 4) логическая взаимосвязанность; 5) частичное предвосхищение в чём-либо на более ранних этапах развития; 6) консервативное отношение к прошлому, сохранение старой идеи в новой форме; 7) подтверждение временем, т.е. сохранение в актуальном состоянии достаточно долгое время. В главах 6–12 Дж. Ньюмен проводит масштабное сопоставление церкви первых и IV, V, VI вв. с Римско-католической церковью XIX в. и приходит к выводу, что Римская церковь осталась неповреждённой. Последовательное приложение семи характеристических признаков к католическому вероучению показывает, по Дж. Ньюмену, что оно является «аутентичным» развитием первоначальной христианской «идеи» в новой «последовательности и форме». Понимание Откровения как развивающейся христианской «идеи» приводит Дж. Ньюмена к теории «продолжающегося Откровения»: «Поскольку мы допускаем, что законы природы были однажды уже преодолены в явлении Откровения, то вопрос о его продолжении –с это только вопрос степени». Основное возражение, к которому так или иначе сводится критика догматического развития в интерпретации Дж. Ньюмена, состоит в том, что его теория «продолжающегося Откровения» через последовательное выявление и формулирование новых догматов допускает появление в церкви абсолютно нового знания о вероучительных истинах. Согласно Оуэну Чедвику, попытка Дж. Ньюмена обосновать развитие вероучения наличием неких «предчувствий» (feelings) будущих догматов в ранней церкви является неубедительной. В действительности дистанция между «предчувствием» и явно сформулированной доктриной настолько велика, что говорить в этом случае о каком-либо преемстве совершенно невозможно. По мнению А. Стивенсона, «семь характеристических признаков» вовсе не требуют действительного преемства апостольской веры. Они обеспечивают лишь некую общую сгармонизированность или связанность новых догматов с верой ранней церкви. Николас Лэш, исследователь богословия кардинала Дж. Ньюмена, указал на то, что теория «продолжающегося Откровения» предполагает такое же соотношение между апостольской верой и последующим её развитием, как между Ветхим Заветом и Новым Заветом. По Дж. Ньюмену, Новый Завет присутствует в Ветхом Завете как «неисполненное пророчество» и так же в апостольский век пророчески присутствует позднейшее вероучение церкви. Н. Лэш доказывает, что подобная схема не обеспечивает никакого преемства веры. Разработка Дж. Ньюменом теории догматического развития не окончилась написанием «Эссе». Эта проблема осталась одной из постоянных тем и в работах католического периода. В частности, в связи с подготовкой к первому Ватиканскому собору Дж. Ньюмен участвовал в обсуждении вопросов о богодухновенности Священного Писания и непогрешимости папы.

 



 
PR-CY.ru