ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ

ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ – попытка осмысления проблемы появления новых догматов в христианском вероучении, неразрывно связана с богословской оценкой идеи истории. Современная наука немыслима вне понятий эволюции и истории. Понятие исторического процесса, прочно вошедшее в новоевропейскую науку благодаря Иоганну Готфриду Гердеру, Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю, Фридриху Шлейермахеру, Иоганну Густаву Дройзену, Вильгельму Дильтею, потребовало богословского истолкования. По словам систематизатора католической богословской мысли XX в. Бернарда Лонергана, «старая догматическая теология не понимала истории… она мыслила не в понятиях эволюции и развития, а в понятиях универсальности и неизменности». Теория догматического развития впервые систематически формулируется кардиналом Джоном Генри Ньюменом (1801–1890 гг.) в работе «Эссе о развитии христианского вероучения» («An Essay on the Development of Christian Doctrine», 1845 г.). Эта работа является центральной в богословском наследии кардинала Дж. Ньюмена, оказавшего огромное влияние на всё западное богословие (достаточно сказать, что на втором Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) Дж. Ньюмена «цитировали больше, чем какого-либо другого богослова, включая Фому Аквинского»). Теория Дж. Ньюмена ознаменовала важный этап в осмыслении идеи истории в христианском богословии, однако не могла дать окончательное решение этой проблемы. В работах неотомистов XX в. (Альберт Дондейн, Карл Вегер, Жан Ладриер, Иоганн Мец, Карл Ранер) внедрение идеи истории в католическую богословскую мысль по-прежнему рассматривается как одна из важнейших задач богословия. Б. Лонерган видел осуществление этой задачи в «синтезе исторических и теологических целей таким образом, чтобы не было истории без теологии или теологии без истории, но обе были бы в тесном переплетении». В истории средневековой богословской мысли на Западе совершенно особенное место принадлежит Фоме Аквинскому (около 1224 – 1274 гг.). Его учение, ставшее нормативным для Римско-католической церкви, на несколько веков определило развитие всей западной теологии. Только к концу XIX в. в результате сложного процесса развития науки и её взаимовлияния с томистским богословием возникло новое направление в западной философии, призванное обновить официальную доктрину Римско-католической церкви. На смену классическому томизму пришёл неотомизм, возникновение которого принято связывать с энцикликой папы Льва XIII «Aeterni Patris» (4 августа 1879 г.). Это – крупнейшее направление в современной западной философской и богословской мысли фактически становится официальным учением Римско-католической церкви после второго Ватиканского собора. Неотомизм является не единственным вариантом современной католической философии и богословия и сам по себе представляет далеко не однородное явление. Однако так называемый ассимилирующий неотомизм остаётся самой масштабной попыткой ответа на обращённый к современному христианству вызов западноевропейской мысли Новейшего времени. Именно в контексте формирования и развития неотомизма как общезначимого процесса для западного богословия XIX–XX вв. необходимо рассматривать и теорию догматического развития.

 



 
PR-CY.ru