ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 5

Понимание Дж. Ньюменом теории догматического развития существенным образом отличается от того, которым наполняется эта концепция в богословии XX в. В современном богословии она связывается с проблемой осмысления изменений, которые происходят в вероучении церкви, её иерархическом устройстве и практических формах жизни, т.е. с проблемой богословского осмысления истории. Для Дж. Ньюмена важен сам факт «развития», который он предлагает как теорию или гипотезу, альтернативную двумя крайним концепциям: «неизменности» (immutability), с одной стороны, и «искажения» (corruption) – с другой. Формирование идеи «развития» в богословии Дж. Ньюмена происходило, в основном, в англиканский период его жизни. На первом этапе в работе «Ариане четвёртого столетия» («The Arians of the Fourth Century». L., 1833) он сделал вывод, что богословие патристического периода не может быть логически выведено из Нового Завета. Используя образ ребёнка, пытающегося осмыслить себя, Дж. Ньюмен предположил, что церковь тоже может постепенно прийти к описанию скрытых закономерностей своей внутренней жизни. Этот процесс выражается в формулировании церковью догматических определений, которые, не имея большого значения для жизни каждого верующего в отдельности, принципиальным образом ограждают от еретиков внутреннюю жизнь церкви в целом. При этом Дж. Ньюмен подразумевал, что нет никакой гарантии того, что церковная иерархия верно формулирует догматическое учение. Следующий этап связан с работой «Пророческое служение Церкви» («On the Prophetical Office of the Church». L., 1837), посвящённой обоснованию концепции via media. Дж. Ньюмен утверждал, что в патристический период происходит окончательное определение догматического учения церкви. Он отказывался использовать идею догматического развития за пределами святоотеческой эпохи. Любое добавление к учению церкви в более поздние периоды может быть только его искажением (corruption). Последний этап формирования теории в англиканский период жизни Дж. Ньюмена нашёл отражение в проповеди «Теория развития вероучения» («The Theory of Developments in Religious Doctrine»), произнесённой в 1843 г. В этой проповеди Дж. Ньюмен возвращается к мысли о том, что сформулированные св. отцами догматические определения связаны с осмыслением фундаментальных оснований богопочитания и нравственности, которые изначально содержатся в Священном Писании. Он ввёл понятия имплицитного и эксплицитного восприятия. Первое связано с непосредственным опытным восприятием, второе – с дискурсивным логическим осмыслением этого опыта. Откровение, или, в терминологии Дж. Ньюмена, христианская «идея», отпечатывается в соборном сознании апостольской церкви. Употребляя терминологию, восходящую к Джону Локку, Дж. Ньюмен использовал образ печати, которую ставят на воске. Этот первоначальный отпечаток воспринимается церковным сознанием имплицитно, т.е. в непосредственном опыте и по преимуществу в невербальном выражении. Затем в процессе анализа имплицитного восприятия Откровения возможна его экспликация и выражение в виде чётких высказываний. Именно этот процесс и происходит в церкви, когда она формулирует догматические определения. Причём Дж. Ньюмен уже не ограничивал этот процесс только патристическим периодом.

 



 
PR-CY.ru