ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 9

По словам К. Ранера, «для многих церковных доктрин характерно, что их явная и очевидная формулировка не всегда присутствовала в Церкви или в её сознании веры… (Такая доктрина) в том или ином смысле «развивалась»... т.к. в форме, в которой она представлена сейчас, она ещё не существовала в начале евангельской проповеди». Одновременно с продолжением разработки теории догматического развития в узком смысле этого понятия в этот период предпринимаются попытки более масштабного подхода к проблеме. Этот подход предполагает общее осмысление идеи истории, в контексте которого и мыслится догматическое развитие. Б. Лонерган, предложивший программу систематического обновления томизма, одно из направлений его развития обозначил как поворот «от человеческой природы к человеческой истории». Концепция истории в его системе существенным образом связана с понятием «значения» (meanings). В его трактовке неотомизма «значения» играют решающую роль в формировании и развитии человека и культуры. Именно проблема «значений» позволяет оценить влияние абстрактных смыслов и ценностей на поведение и развитие человека. «Значения» определяют направленность «интенциональных актов» человека. При этом сами «значения» могут меняться в пространстве и времени, отличаться друг от друга, развиваться или деградировать. По словам Б. Лонергана, «историчность подразумевает… что человеческая жизнь определяется значениями, что значения являются продуктами человеческого интеллекта, что интеллект развивается накопительно и что такое накопительное развитие имеет свою специфику в разных пространственно-временных условиях». Культура понимается при этом как совокупность значений и ценностей, которые создаются человеком и обратным образом влияют на его жизнь и формируют общество. Исходя из этого понимания, Б. Лонерган пришёл к выводу о том, что любая сформулированная богословская теория в различных культурных контекстах может получать разную интерпретацию, уточняться или даже подвергаться пересмотру. Поэтому современное богословие не может основываться ни на априорном понимании Священного Писания, ни на отвлечённых догматических определениях. Оно должно исходить из «значений и ценностей», которые формирует современное общество, т.е. оставаться апостериорным и конкретно-историческим. В рамках такого понимания историзма теория догматического развития получает окончательное завершение в современном неотомистском богословии. Теория догматического развития в восходящем к Дж. Ньюмену понимании воспринята официальным учением Римско-католической церкви. В конституциях второго Ватиканского собора утверждается, что «апостольское Предание развивается в Церкви… ибо возрастает понимание предметов и слов Предания – возрастает и через созерцание и исследование, осуществляемое верующими...». В частности, речь идёт о том, что «богословское исследование должно в то же время устремляться ко глубокому познанию истины, данной в Откровении». Возникновение теории догматического развития связано с определёнными сложными процессами формирования науки Новейшего времени и культуры. Поэтому попытки найти в святоотеческом контексте ответ на вопрос об истинности или ложности соответствующих богословских положений не вполне корректны.

 



 
PR-CY.ru