ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 2

Распространение идеи исторического развития в науке новейшего времени (от историко-критического метода изучения Священного Писания до дарвиновской теории эволюции) стало одной из причин кризиса классического томизма. Для томизма, определившего средневековое сознание, характерен абстрактный, априорный подход к пониманию человека и культуры. Сущность человеческой природы и христианской культуры рассматривается в томизме как некая абстрактная и всеобщая данность, отталкиваясь от которой можно логически перейти к рассмотрению конкретного и частного. Идея истории была неприемлема как для классического томизма, так и для средневекового мировоззрения в целом. Церкви изначально была дана вся полнота Божественного Откровения. Если в Ветхом Завете Бог постепенно, через пророков открывал некоторое частичное знание о Себе, то в Новом Завете Он Сам непосредственно обращается к людям «в Сыне» (Евр. 1:2) и открывает знание о Себе. В прощальной беседе Христос говорит, что возвестил ученикам «всё, что слышал от Отца» (Ин. 15:15). Он предсказывает ученикам, что «когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы – это не новое откровение, которое дополняло возвещенное Спасителем. Святой Дух только напомнил ученикам (Ин. 14:26) то, чему их учил Христос, Который говорил о Святом Духе, что Он «от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:14). В силу полноты Божественного Откровения, явленного во Христе, никакого нового откровения, новых «заветов», новых догматических истин быть не может. Апостол Павел прямо предостерегает: «...Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Церковь не просто изначально обладала полнотой Божественного Откровения, но и ясно осознавала вверенную ей богооткровенную истину и свидетельствовала о ней. Апостолы возвещали «всю волю Божию» (Деян. 20:27). Эта полнота истины и религиозного сознания всегда сохраняется и утверждается в церкви присутствием в ней «вовек» Духа истины (Ин. 14:16). Полнота воспринятого церковью от апостолов предания засвидетельствована словами апостола Павла: «Хвалю вас, братия, что вы все моё помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). О тождественности церковного сознания свидетельствуют святые, начиная с древних отцов. «Апостолы, как богач в сокровищницу, сполна положили в церковь всё, что относится к истине, и вверили её епископам», – говорит Ириней Лионский. В то же время история догматической мысли, т.е. рационализации и вербального выражения богооткровенной истины, наглядно свидетельствует о непрерывном её развитии. Так, термин «Троица» появляется в богословии только во II в. Эпоха тринитарных споров приводит к окончательному выяснению православного значения термина «единосущный» и формулированию троичного догмата. Эпоха христологических споров знаменует собой следующий, принципиально новый этап в развитии догматической мысли. Григорий Палама только в XIV в. формулирует учение церкви о божественных энергиях. Реформатское богословие, возникшее в XVI в., требует от церкви ясного ответа на вопрос о соотношении Священного Писания и Священного Предания.

 



 
PR-CY.ru