ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 4

В работах Рудольфа Карла Бультмана (1884–1976 гг.) формулируется ещё более радикальное понимание проблемы. Согласно Р. Бультману, внешние влияния можно обнаружить в самом Евангелии. Гностицизм предшествует Новому Завету, и, хотя евангельская вера не полностью им искажена, она испытывает постоянное влияние извне в контексте церковной истории. При всей традиционности этого спора между католичеством и другими христианскими конфессиями в нём возникают существенно новые черты. Это уже не спор о соотношении Священного Писания и Священного Предания, не спор о природе папской власти или примате кафедры апостола Петра. Столь характерная для периода Контрреформации проблематика отходит на второй план. Вопрос, который становится центральным в католической апологетике с XIX в., – это вопрос о самой возможности догматического развития. Он гораздо шире проблемы истинности или ложности каких-то конкретных догматов Римско-католической церкви, ставит под сомнение всё католическое учение в целом, будучи напрямую связан с проблемой природы церкви, церковного сознания и богословия как науки. Этот вопрос постепенно выходит за рамки межконфессиональной полемики. После 1864 г. термин «эволюция» перестал быть нейтральным понятием. Он неизменно ассоциируется с собственно дарвиновским пониманием и приобретает более широкое значение, очень близкое к понятию «прогресс». Понятие эволюции становится одним из ключевых и самых дискуссионных для современной культуры. Богословские идеи А. фон Гарнака, М. Вернера, Р. Бультмана и др. являются своего рода реакцией на это. Живой отклик и бурные споры вызывает попытка богословского осмысления понятия эволюции в трудах Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.), предпринятая вне всякого научно-богословского контекста. Поэтому в рамках обсуждения проблемы догматического развития затрагивается гораздо более масштабный вопрос, являющийся одним из главных вызовов научного сознания Новейшего времени и настоятельно требующий ответа от современного христианского богословия. Первоначально в трудах Дж. Ньюмена и его современников догматическое развитие было связано с попыткой ответа на вопрос об истинности католического вероучения перед другими христианскими конфессиями. Однако уже следующее поколение католических богословов (модернисты и их соперники неотомисты) рассматривает догматическое развитие в большей степени как ответ на другой вопрос – вопрос об истинности и актуальности католического вероучения в контексте современной науки и культуры. Возникшее внутри Церкви Англии Оксфордское движение (1833–1845 гг.), одним из самых влиятельных проповедников и богословов которого был Дж. Ньюмен, породило англокатолицизм, изменивший «лицо» англиканства XIX и XX вв. Дж. Ньюмен сформулировал и обосновал концепцию англокатолицизма – via media (средний путь). Однако сомнения в истинности англиканства привели его к обращению в католичество в 1845 г. Обоснованию перехода в католичество и снятию основного обвинения в адрес католицизма и послужило «Эссе о развитии христианского вероучения», написанное им в этот переломный момент жизни.

 



 
PR-CY.ru