ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ - Страница 14

В «исключительно узком смысле» считал приемлемым понятие догматического развития В.Н. Лосский. По его словам, «формулируя новый догмат, Церковь исходит из догматов уже существующих», однако при этом «Церковь расширяет правила веры». В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения. Некоторые авторы прямо полемизируют с Дж. Ньюменом и квалифицируют его теорию как неприемлемую для православного богословия (архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), священник Олег Давыденков). К критикам теории догматического развития примыкает и перешедший в православие Ярослав Пеликан, настаивавший в 1965 г. на недостаточной её обоснованности с точки зрения церковного историка. При некоторой нечёткости в определении окончательной позиции по отношению к проблеме догматического развития исследователи выделяют два существенных аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы. Во-первых, многие авторы настаивают на тождественности церковного сознания. По словам протоиерея Г. Флоровского, церковь «знает истину не меньше и не иным образом, чем знала её в древние времена». При этом отвергается идея о том, что некие скрытые истины веры осознаются только в позднейшие периоды исторического бытия церкви. Напротив, догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в церкви всегда, начиная с апостольского века. Во-вторых, православные богословы пытаются обратить внимание на вопрос о природе догматического знания. Догмат неразрывно связан с опытом церкви. Догматическое знание доксологично, а догмат и поклонение, по словам Христоса Яннараса, «два неразрывно связанных аспекта церковного Предания». Более того, по мнению православных богословов, «опыт и вера Церкви шире и полнее её догматического слова», и о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в «образах» и «символах». Именно Предание во всей его полноте, понимаемое как «жизнь Духа Святого в Церкви», является гарантом её самотождественности, «свободной от всякой исторической случайности». При таком понимании полнота Предания никак не зависит от развития догматического сознания. Напротив, догматические определения есть только частичное и неполное выражение полноты Предания. Этот принципиальный взгляд на природу церковного Предания является очень существенным и самостоятельным вкладом православного богословия в осмысление проблемы догматического развития. В целом православный взгляд на теорию догматического развития не выходит за рамки вопроса церковной рецепции богословских определений и даже более узкой проблемы истории развития догматической науки. Как актуальная проблема, лежащая в контексте богословской оценки идеи истории и эволюции, вопрос о православном понимании догматического развития остаётся неразработанным и требует систематического осмысления.



 
PR-CY.ru