ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 11

Есть мнение, что имя Феофил является не личным, а символическим (букв. – Боголюбец, Любимый Богом), которым обозначается известный автор (среди возможных – родственник первосвященника Каиафы, Феофил Антиохийский, проконсул Сергий Павел, брат Сенеки Луций Юний Анней Галлион, муж Домитиллы и предполагаемый наследник Домициана Тит Флавий Климент, Ирод Агриппа II) или вообще любой христианин. Титул «достопочтенный» (Лк. 1:3) может указывать на социально-политическое положение (принадлежность к всадническому сословию) или занимаемую высокую должность (ср.: Деян 23. 26; 24. 3; 26. 25). Отсутствие титула рядом с именем в Деян. 1:1 может говорить о том, что между написаниями этих книг Феофил был крещён. Согласно Лк. 1:4, он уже был наставлен в вере. Однако был ли он крещён или только оглашён на тот момент, исследователи расходятся во мнениях (во всяком случае в I в. практики длительного оглашения ещё не существовало). Поскольку образ Феофила может олицетворять предполагаемую аудиторию «Деяний апостолов», скорее всего, он уже был христианином. Затрагиваемые темы, особенности языка и церковное предание свидетельствуют о том, что «Деяния  апостолов» были ориентированы на грекоговорящую аудиторию, в частности на христиан из язычников. Вопрос о цели написания «Деяний апостолов» до XIX в. решался однозначно: книга продолжает евангельское благовествование и призвана рассказать о начале распространения Слова Божия в мире и о становлении церкви. Однако, начиная с работ новой тюбингенской школы, учёные критического направления стремились определить какие-либо подспудные или дополнительные мотивы для появления этого сочинения. В частности, Ф.К. Баур утверждал, что «Деяния апостолов» представляют собой попытку совместить два направления в христианстве – Петрово и Павлово, максимально затушевав расхождения между ними. В XX в. основные гипотезы строились вокруг отыскания тех или иных апологетических тенденций. По мнению Э. Хенхена, «Деяния апостолов» представляют апологию всей церкви в связи с начинающимися гонениями со стороны римских властей. Однако в отличие от апологий II в. «Деяния  апостолов» не обращены к императору или прямо к языческой аудитории. А. Маттилл предположил, что основная цель «Деяний апостолов» – защита апостола Павла на суде перед римскими властями, а Дж. Джервелл – от нападок внутри церкви. Н. Даль определил мотивировку написания «Деяний  апостолов» как теодицею в традициях ветхозаветного историописания. Более сложную гипотезу выдвинул Концельманн, по мнению которого «Деяния  апостолов» были призваны объяснить задержку Второго пришествия Христа. Ч. Толберт, проанализировав богословие «Деяний  апостолов», пришёл к выводу, что сочинение направлено против еретиков-гностиков. Р. Мэддокс видел цель написания «Деяний  апостолов» в решении пастырских задач в связи с изменениями внутри церкви. Многие авторы считают, что цель написания «Деяний  апостолов» заключается в решении проблем, связанных с отмежеванием от иудейских традиций и приходом в церковь многих христиан из язычников. Решение вопроса может быть найдено при более точном определении жанрового своеобразия «Деяний  апостолов».

 



 
PR-CY.ru