ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 20

Убийство Мессии – это последняя точка в отступлении избранного народа от Бога (ср.: Деян. 7:52). Хотя в «Деяниях апостолов» неоднократно говорится о прощении грехов через Иисуса Христа (Деян. 2:38; 3:19; 10:43; ср.: 13:38–39), учение об искупительном характере Крестной смерти выражено менее ярко, чем в других книгах Нового Завета. Только в Деян. 20:28 упомянуто о церкви, которую Господь приобрёл Себе Своей Кровью (ср.: Лк. 22:19–20). Вместе с тем отличительной чертой «Деяний апостолов» и Евангелия от Луки является акцент на победоносном и триумфальном характере Крестной смерти и Воскресения Христа, как торжества Бога и основания стремительно растущей христианской церкви. Во-вторых, об Иисусе Христе говорится в тех же выражениях, что о Боге в Ветхого Завета. В частности, наиболее показательным является употребление титула «Господь». Всего в «Деяниях апостолов» он встречается 104 раза, из которых только 18 относятся к Богу, 47 раз – ко Христу, а остальные случаи могут относиться к Богу и ко Христу. Это же заметно в молитвах, которые обращены и к Богу и ко Христу (1:24; 4:24; 7:59–60). Бог именуется Отцом всего один раз (2:33). О Нём говорится как о Боге праотцов или Боге Авраама, Исаака и Иакова (3:13), как о Творце (14:15) и Боге славы (7:2). Иисус Христос называется «Господом всех», Который крестился от Иоанна, был помазан Святым Духом, благовествовал по всей Иудее, начиная от Галилеи, творя добро и исцеляя всех одержимых дьяволом, был распят в Иерусалиме (10:36–39), но плоть Его «не видела тления» (2:31), и Он был воскрешён Богом в третий день, являлся избранным ученикам, которым повелел свидетельствовать о Себе (10:40–42). Полнота человечества во Христе подтверждается в Деян. 2:22 и 17:31, где Спаситель называется «Мужем», и в Деян. 10:38, где указывается Его происхождение «из Назарета». Именно это учение вызывало наибольшую ненависть со стороны синедриона (5:28). Выражения «Сын», «Сын Божий» (9:20; 13:33; также в ст. 8:37, отсутствующем в «александрийской» традиции текста) и «Спаситель» (5:31; 13:23) в «Деяниях апостолов» редкие. «Сыном человеческим» Иисус именуется только в Деян. 7:56. Другие христологические титулы, такие как «Начальник жизни» (3:15; ср.: 5:31; Евр. 2:10; 12:2) и «Праведный» (Деян. 3:14; 7:52; 22:14; ср.: 1 Петр. 3:18; 1 Ин. 2:1; 2:29; 3:7; возможно, также Рим. 1:17; менее вероятно – Иак. 5:6), суть примеры истолкования Ветхого Завета в свете Благой вести (Ис. 53:11; Авв. 2:4; Прем. 2:12–18). Иисус Христос является тем Пророком, пришествие Которого предрекал Моисей (Деян. 3:22–23; 7:37). Наименование Его «отроком/слугой» (Мф. 12:18; в Лк. 1:54 титул относится к Израилю, а в Лк. 1:69 и Деян. 4:25 – к Давиду) указывает не на подчинённое положение, а на достоинство быть представителем Божьим, на что указывает эпитет «Святой» в Деян. 4:27, 30. В целом титул основан на толковании Ис. 42:1 и встречается в других раннехристианских текстах. «Царём» Иисус Христос назван в Деян. 17:7. В-третьих, особое внимание в богословии «Деяний апостолов» уделяется Вознесению. Воскресение Спасителя неотделимо от Его Вознесения и «седения одесную» Бога (Деян. 2:25, 34; ср.: Лк. 22:69). Иисус Христос – определённый от Бога Судия живых и мёртвых (Деян. 10:42).

 



 
PR-CY.ru