ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 14

Л. Александер, исследовав прологи Евангелия от Луки и «Деяния  апостолов», отметила, что краткостью они напоминают вступления, скорее, к античным произведениям естественнонаучного характера («профессионально-ориентированные», по медицине, математике и т.п.), чем к историческим повествованиям. Однако это не свидетельствует против исторического характера повествования апостола Луки. Скорее, это говорит о том, что «Деяния  апостолов» адресованы не избранному, но массовому читателю. «Деяния  апостолов» – очень сложный текст, в котором отдельные блоки не механически соединены друг с другом, а весьма искусно сплетены в целостное повествование. Обычно выделяется пролог (Деян. 1:1–14), который служит связующим звеном между Евангелием от Луки и «Деяниями апостолов». Дальнейшее повествование подчинено течению времени, которое отмечается не столько хронологическими указаниями, сколько повторным обращением к уже описанным событиям (9:27; 11:4; 15:12–14; 22:1–21; 26:1–23) и регулярным подведением итогов (три «основных» – 2:42–47; 4:32–35; 5:12–16; несколько «малых» – 5:42; 6:7; 9:31; 12:24; 19:20). Не менее важную роль в «Деяниях  апостолов» играет география распространения Слова Божия: от Иерусалима (1–7) через Иудею и Самарию (8–12), затем в Малую Азию и Европу (13–28) вплоть до Рима (открытый в некоторой степени финал может подразумевать дальнейшее движение «даже до края земли», заявленное в Деян. 1:8). Характерно, что каждый раз повествование реверсивно возвращается в Иерусалим (12:25; 15:2; 18:22; 19:21; 20:16; 21:13; 25:1). Третьим элементом, определяющим структуру текста «Деяний  апостолов», является тема исполнения пророчеств (см., например: 3:24; 13:40; 15:15; 28:25–27). Предопределёнными оказываются различные события: Мессии должно было пострадать и быть прославленным (3:21; 17:3), Иуде – отпасть, а апостолу Матфию – занять его место (1:16–22), апостолу Павлу – пострадать (9:16), как и всем христианам (14:22). Наконец, в «Деяниях  апостолов» представлен своего рода диптих – сопоставляется служение преимущественно апостолов Петра и Павла. При этом повествование нельзя разделить строго на две части: в Деян. 1–12, где речь идёт, в основном, об апостоле Петре, упоминается и апостол Павел (7:58; 8:1–3; 9:1–30; 11:25–30), а в Деян. 13–28, где описывается служение апостола Павла, говорится и о Петре (15:1–35). Они оба проповедуют как иудеям, так и язычникам (8:14–25; 10:1–11:1–18; 13:5, 14, 44; 14:1; 17:1; 18:4 и др.), оба ведомы Святым Духом, совершают чудеса исцеления и воскрешения (9:36–43 и 20:9–12), противостоят колдунам (8:9–24 и 13:6–12), только они возлагают руки при Крещении (8:14–17 и 19:1–6), язычники хотят им поклоняться как богам (10:25–26 и 14:13–15), они выступают за проповедь Христа язычникам (11:1–18 и 21:15–40), их арестовывают во время иудейского праздника (12:4–7 и 21:16–28), они чудесным образом спасаются из тюрьмы (12:6–11 и 16:24–26), плодом их деятельности является успешное распространение Слова Божия (12:24 и 28:30–31).

 



 
PR-CY.ru