ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 18

В «Деяниях апостолов» описываются разные чудесные явления: события, связанные с домостроительством спасения (Вознесение, Сошествие Святого Духа), сопровождающиеся сверхъестественными явлениями (глоссолалией – 2:4–11; 10:46; 19:6; явлением ангелов – 1:10; языков огня – 2:3), проявления божественной силы, совершившиеся через Иисуса Христа и апостолов: освобождение из тюрьмы (5:19–21; 12:7–10; 16:25–26), исцеление хромого (3:1–10), случай с Ананией и Сапфирой (5:1–11), исцеления от тени апостола Петра (5:15), ослепление и исцеление Павла (9:8, 18), исцеление расслабленного Энея (9:33–35) и Тавифы (9:36–42), временное ослепление Елимы (13:11–12), исцеление хромого в Листре (14:8–10), изгнание демона в Филиппах (16:16–18), исцеления от платков и опоясания Павла (19:12), исцеление Евтиха (20:8–12), исцеление отца Публия (28:8); видения, пророческие сны и т.п. явления (8:26–29; 9:10–16; 10:3–6, 10–16, 19–20; 11, 28; 13:2; 16:6, 7, 9; 18:9–10; 21:9, 11; 23:11; 27:23–24). Несколько раз говорится о неопределённых чудесах и знамениях (апостолов – 2:43; 5:12, 16; Стефана – 6:8; апостола Филиппа – 8:6–7, 13; апостолов Варнавы и Павла – 14:3; апостола Павла – 19:11; 28:9). В качестве чудес могут рассматриваться и проявления действий Божественного промысла (8:30–35; 12:23; 14:27; 15:4, 28). Хотя систематизация рассказов о чудесах в «Деяниях апостолов» встречается у Икумения, специальных исследований на эту тему в научной литературе не было до 1970 гг. Обычно она рассматривалась в работах о «Деяниях апостолов» общего характера. Отмечались, прежде всего, параллели между чудесами апостолов Петра и Павла, которые начиная с работ новой тюбингенской школы рассматривались либо как часть тенденциозного отбора свидетельств предания с апологетическими целями, либо как продукт литературного творчества апостола Луки. Баур в середине XIX в. предложил другую схему – чудеса апостолов составлены автором «Деяний апостолов» в подражание чудесам, совершённым Христом (см., например: Лк. 5:17–26 и 3:1–10; 9:32–35; Лк. 7:11–17 и Деян. 9:36–43). Ряд либеральных исследователей (в том числе Гарнак) полагали, что для Деян. 1–12 и 13–28 апостол Лука использовал разные источники (в первом случае – более легендарный, во втором – более документально-исторический, возможно, собственные наблюдения). Дибелиус ввёл деление чудес на два типа – «новеллы», т.е. произведения литературного характера (см., например: Деян. 3:1–10), и «легенды», содержащие историческое предание (см., например: Деян. 14:8–18). У. Вилькенс и Ф. Нейринк попытались выделить характерные черты редакторской правки в повествованиях об исцелениях. Исследователи отмечают, что сходства между чудесами, совершёнными Христом, апостолами Петром и Павлом, вызваны стремлением дееписателя подчеркнуть единство источника и общность характера этих чудес и преемственность на разных этапах истории спасения. Начиная с главы 16 в «Деяниях апостолов» появляются предложения, в которых речь ведётся от первого лица множественного числа – «мы» (16:10–17; 20:5–8, 13–15; 21:1–8, 11, 12, 14–18; 27:1 – 8, 15, 16, 19, 20, 27, 37; 28:2, 7, 10–16; в латинском переводе у священномученика Иринея nos venimus встречается уже в Деян. 16:8, а в «западной» версии «Деяний апостолов» – в Деян. 11:28).

 



 
PR-CY.ru