ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 12

В любом случае невозможно свести цель написания этого произведения к какому-то одному мотиву: в «Деяниях  апостолов» присутствуют как инвективы против иудеев (Деян. 4–-7) и язычников (14:11–18; 17:16–34), так и политическая апология (16:19–21; 17:6–7; 18:12–13; 19:35–40; 24–26) и решение внутренних проблем церкви (15:23–29). Во второй половине XX в. в научной литературе активно обсуждался вопрос о жанре «Деяний  апостолов». Наибольшей популярностью в насточщее время пользуются определения «Деяний  апостолов» как биографии, как романа, как эпического произведения или как одного из видов античной историографии. Толберт сопоставил «Деяния  апостолов» с «Жизнеописаниями философов» Диогена Лаэртского. По его мнению, они типологически являются как бы продолжением описания жизни «мудреца», рассказом о его учениках. Повествование об учениках в античной традиции было призвано легитимировать истинных продолжателей учения того или иного философа. Соответственно, по мнению Толберта, «Деяния  апостолов» должны были «закрепить право» на Христово учение за каким-то одним течением в раннем христианстве. Хотя у Толберта появилось несколько последователей, в целом его работа была встречена критически. Детальное сопоставление с античными образцами жанра выявило существенные расхождения, главным из которых является не имеющее аналогов событие Воскресения Христова и присутствие Воскресшего Господа среди Своих учеников. Ряд исследователей попытались сравнить «Деяния апостолов» с образцами античного романа: «Херей и Каллироя» Харитона (I–II вв.), «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского (II в.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (конец II в.), «Дафнис и Хлоя» Лонга (II–III вв.), «Эфиопика» Гелиодора (III в.) и др. Среди наиболее характерных признаков жанра романа в «Деяниях  апостолов» выделяются: популярный, а не учёный характер повествования, наличие драматических моментов и сюжетных поворотов, связанных с заговорами, бунтами, заключением под стражу и чудесным освобождением, штормом, приключениями на море и т.п., использование сарказма и иронии. Тем не менее, многие элементы отличают их от романа: внимание к историческим событиям и географическим описаниям, богословская тематика, смена главного героя на протяжении повествования и др. Большинство исследователей сходятся на том, что с античным романом могут быть сопоставлены некоторые апокрифические Деяния апостолов, но не канонические «Деяния святых апостолов». Другое популярное в современной литературе направление – сопоставление «Деяний апостолов» с античными эпическими произведениями (прежде всего, с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, «Энеидой» Вергилия и «Фарсалией» Лукана). По мнению этих исследователей, видение апостола Петра (Деян. 10:1–11:18) напоминает некоторые элементы рассказа о сне Агамемнона, отъезд апостола Павла из Милета (Деян. 20:18–35) сопоставим с отъездом Гектора, избрание Матфия (Деян. 1:15–26) – с метанием жребия в седьмой песни «Илиады», спасение апостла Петра из темницы (Деян. 12:3–17) – с бегством Приама от Ахилла, плавание апостола Павла по морю сопоставляется с рассказом о плавании Одиссея.

 



 
PR-CY.ru