ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 10

Во всяком случае, то, что автор «Деяний  апостолов» знал о смерти апостола Павла, не позволяет автоматически датировать текст временем после 70 г. То же самое исследователи говорят и в отношении датировки «Деяний  апостолов» в сравнении с синоптическими Евангелиями (в частности, с учётом того, что Евангелие от Марка, по мнению многих исследователей, написано в 65–70 гг.). Указание на начало войны часто видят в Лк. 21:20, где в отличие от Мк. 13:14 и Мф. 24:15 говорится об окружении Иерусалима войсками. Если «Деяния апостолов» написаны апостолом Лукой после Евангелия, то их следует датировать, по крайней мере, концом 60 гг. Возможно, события Иудейской войны имеются в виду в Деян. 8:26, где говорится о дороге из Иерусалима в Газу, которая «пуста». Хотя традиционно слово «пуста» относится к дороге, греческий текст позволяет относить его и к Газе. В этом случае стих может служить свидетельством о разрушении Газы римлянами, которое имело место в 66 г. Однако, возможно, что речь идёт о «старой» Газе. Третью гипотезу выдвигали ещё в XIX в. учёные новой тюбингенской школы, а в XX в. – Дж. О'Нил, Дж. Нокс, Х. Кёстер и др. Сторонники этой версии обращают внимание на то, что цитаты из «Деяний  апостолов» и аллюзии на этот текст появляются только у мученика Иустина, а прямые упоминания книги – только у священномученика Иринея Лионского. Помимо отсутствия ранних внешних свидетельств о «Деяниях  апостолов» главным аргументом сторонников поздней датировки является предполагаемое знакомство автора «Деяний  апостолов» с сочинениями Иосифа Флавия. Весьма близким к Флавию является рассказ о смерти Ирода Агриппы I в Деян. 12:20–23 (правда, в «Деяниях  апостолов» его смерть выглядит как воздаяние за убийство апостола Иакова и арест апостола Петра). В Деян. 5:36–37 упоминаются движения Февды и Иуды Галилеянина, о которых также сообщает Флавий. Однако проблема заключается в том, что у Флавия их деятельность датируется временем около 45 г. (Февда) и около 6 г. в связи с переписью (Иуда), а в «Деяниях  апостолов» рассказ о них вкладывается в уста Гамалиила I, который произносил свою речь в начале 30 гг. (Февду Гамалиил упоминает раньше, чем Иуду, что соответствует последовательности у Флавия, но не его хронологии). В Деян. 21:38 говорится о египтянине, который вывел в пустыню 4 тыс. разбойников (сикариев). Флавий называет его лжепророком, который увёл в пустыню 30 тыс. Автор «Деяний  апостолов», подобно Флавию, течения фарисеев и саддукеев сопоставляет с греческими философскими школами. Если автор «Деяний  апостолов» использовал сочинения Иосифа Флавия, то мог написать свой труд только после 93–95 гг. Однако отмеченные расхождения могут указывать на то, что оба автора пользовались одними и теми же источниками независимо друг от друга. Ряд учёных пытаются разделить вопросы о дате написания и дате публикации «Деяний  апостолов», а также предлагают различные теории множественных редакций текста (Буамар, Ламуй и др.). Как и Евангелие от Луки, «Деяния  апостолов» адресованы Феофилу, вероятно, патрону Луки.

 



 
PR-CY.ru