ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 13

Хотя некоторые параллели выглядят как вполне убедительные, полностью объяснить причины написания и характер повествования «Деяний  апостолов» они не могут. Если признавать влияние эпики на стиль и отдельные элементы повествования «Деяний  апостолов», объяснить его можно тем значением, какое имели произведения Гомера в греко-римской культуре (на их изучении строилось образование, они считались образцами поэзии, языка и стиля). Вполне естественно, что автор «Деяний  апостолов», как образованный человек и как тот, кто обращается с проповедью к бывшим язычникам, не мог обойти вниманием самые значительные произведения античной культуры. Большинство исследователей по-прежнему рассматривают «Деяния  апостолов» как образец античной историографии, уточняя лишь их вид и характер. Д. Ауни относит их к жанру «всеобщей истории», написанной непрофессиональным историком, на что указывает пролог к Евангелию от Луки (повествование в Лк. 1:1 и стремление «по порядку описать» в Лк. 1:3). Мотивы написания «Деяний  апостолов» – необходимость самоидентификации и легитимации христианства как религиозного движения. В работах Д. Болша их жанр определяется как «политическая историография». Он сравнивает «Деяния апостолов» с «Римскими древностями» Дионисия Галикарнасского, выделяя ряд параллелей в композиции (пролог, рассказ об Основателе, рассказ о предшественниках, рассказ о выдающихся деятелях, рассказ о распространении христианской веры среди других народов, рассказ о борьбе и победе). По мнению Т. Броуди, в основе композиции и повествования Евангелия от Луки и «Деяний  апостолов» лежат «девтерономическая история» и рассказы о пророках Илии и Елисее в книгах Царств. Взятие Илии на небо типологически соответствует рассказу о Вознесении. Таким образом,  Деян. 1:1–2:6 могут быть сопоставлены с 3 Цар. 21:8–13. Хотя влияние Септуагинты на «Деяния  апостолов» трудно преувеличить, подобный подход невозможно распространить на всё их повествование. По мнению Г. Стерлинга, «Деяния  апостолов» написаны в жанре «апологетической истории» и могут быть сопоставлены с трудами античных историков Бероса, Манефона, Иосифа Флавия. Главная цель «Деяний апостолов» – показать достоинство и древность христианской традиции, представить христианскую историю как продолжение истории Израиля. Основной линией повествования Евангелия от Луки и «Деяний  апостолов» является возвещение и исполнение пророчеств, что связывает оба сочинения с ветхозаветным рассказом о народе Божьем и Божьих обетованиях ему. При этом римским властям такой подход должен был показать безопасность христианства как социального движения, а иудеям – преемственность Ветхого Завета в Новом Завете. Теорию Стерлинга развивает Д. Маргера, по мнению которого специфика «Деяний  апостолов» заключается в рассказе о том, как спасение осуществляется в истории. Некоторые исследователи пытаются примирить разные концепции. Так, Концельманн видит в «Деяниях апостолов» «историческую монографию» о жизни апостолов. Однако подробности, важные для биографии, в «Деяниях  апостолов» всё-таки остаются за рамками повествования (даже финал жизненного пути апостолов неизвестен).

 



 
PR-CY.ru