ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 20

Согласно Евагрию Понтийскому, в процессе аскетического делания происходит не только очищение души от дурных помыслов и порождаемых ими страстей, но и приобретение противоположных им добродетелей, которые соответствуют правильному, «естественному» использованию трёх главных сил души – разумной, яростной и вожделеющей. Так, блуждающий ум останавливают чтение Священного Писания, бдение и молитва; воспламенившееся вожделеющее начало души гасят голод, труд и отшельничество; возмущённое, яростное начало успокаивают псалмопение, долготерпение и милосердие. Авва Евагрий перечислял девять главных добродетелей, соответствующих трёхчастному устройству души: для разумной части души – благоразумие, разумение и мудрость, для яростной – мужество и терпение, для вожделеющей – целомудрие, любовь и воздержание, для души в целом – справедливость. Кроме того, опираясь на аскетический опыт египетских подвижников, Евагрий Понтийский приводил перечень из восьми добродетелей, показывая их влияние на искоренение восьми главных нечистых помыслов, или страстей: воздержание помогает победить чревоугодие, целомудрие – блудную страсть, нестяжательство – сребролюбие, радость – печаль, долготерпение – гнев, терпение – уныние, нетщеславность – тщеславие, смирение – гордыню. Эти восемь добродетелей Евагрий сводил к пяти основным, тесно взаимосвязанным между собой: «Веру укрепляет страх Божий, а его, в свою очередь, – воздержание; воздержание же делают неколебимым терпение и надежда». Среди них вера, которая является «внутренним благом», совпадает с началом аскетического делания. И те, кто приобретают эти «деятельные» добродетели, по мере очищения от страстей достигают конечной цели аскетического делания – состояния бесстрастия. Совершенное бесстрастие рождает совершенную любовь, которая является, с одной стороны, «пределом делания», с другой – «дверью в естественное ведение, наследниками которого являются богословие и конечное блаженство». Под непосредственным влиянием Евагрия Понтийского сложилось аскетическое учение Иоанна Кассиана Римлянина, согласно которому «деятельная жизнь» (actualis vita), или «деятельное познание» (actualis scientia), разделяется, во-первых, на познание природы восьми главных пороков и способов их врачевания, во-вторых, на различение «порядка добродетелей» (ordo virtutum) и совершенствование в них человеческого духа. Достижение высшего духовного совершенства включает девять основных добродетелей: согласно Священному Писанию, начало спасения и премудрости – страх Господень, от него рождается спасительное сердечное сокрушение, от сокрушения сердца происходит «отречение», т.е. нищета и презрение ко всякому имуществу, от нищеты – смирение, от смирения – умерщвление желаний, «после умерщвления желаний искореняются и увядают все пороки, после искоренения пороков плодоносят и возрастают добродетели, при возрастании добродетелей приобретается чистота сердца, наконец, чистотой сердца стяжается совершенство апостольской любви». Марк Пустынник определял добродетели как «воздержание от порока», которое есть «дело природы», т.е. основывается на естественных способностях человека, а не на благодати Божьей.

 



 
PR-CY.ru