ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 15

Он разделял представление о тесной взаимосвязи добродетелей: они «не отделены друг от друга, и невозможно, чтобы точное определение, охватывающее какую-то одну добродетель, не касалось бы и остальных; но в ком появляется одна из добродетелей, необходимо, чтобы последовали и другие». Добродетели «в равной степени зависят друг от друга и друг через друга ведут людей к вершине. Ибо простота передаёт (дело) терпению, терпение – вере, вера – надежде, надежда – праведности, праведность – служению, служение – смирению, от него (дело) принимает кротость и ведёт к радости, радость – к любви, а любовь – к молитве; и так зависящие друг от друга и связанные друг с другом, они ведут человека к самой вершине желанного». Григорий Нисский связывал приобретение добродетелей и освобождение от пороков с правильным использованием трёх основных способностей души – разумной, вожделеющей и яростной; так, благочестие – это врачевство для разумной способности, любовь к Богу – для вожделеющей, ненависть к злу и борьба со страстями – для яростной. Добродетельный человек, живя одной душой, несмотря на разнообразие добродетелей, приобретает «единовидность добродетельной жизни». Григорий Нисский указывал, что человек обладает бесконечной возможностью совершенствования в добродетели: «О добродетели узнали мы от апостола, что у неё один предел совершенства – не иметь самого предела», потому что добро по своей природе бесконечно. «Чем твёрже и неотступнее кто-либо пребывает в добре, тем вернее он движется по пути добродетели». Умозрительной высотой и одновременно практичностью отличается учение о добродетели Иоанна Златоуста, согласно которому добродетель – это единственное благо настоящей жизни, в то время как порок – единственное зло; «нет ничего более чистого, чем добродетель, и ничего более нечистого, чем порок, ибо первая светлее солнца, а второй – зловоннее грязи». В связи с этим он часто определял добродетель как свободу от порока или несклонность к нему. Вместе с тем у Иоанна Златоуста есть положительное определение добродетели: «Что есть добродетель человека? Это ни богатство, дабы ты не страшился бедности, ни здоровье, дабы ты не боялся немощи, ни уважение многих, дабы ты не опасался дурной славы, ни просто-напросто жизнь, дабы для тебя не оказалась страшной смерть, ни свобода, дабы ты не убегал от рабства, но это – точное сохранение истинных догматов и правильность жизни». Добродетель – это «преуспеяния души», всегда ей присущие. Хотя добродетель может быть только актом свободной и желающей души, человек от природы имеет всеянную склонность к добродетели, склонность же к пороку для него противоестественна. Поэтому достичь добродетели возможно как посредством «научения, вложенного в природу», так и тем более при помощи Христа, Его явления и чудес. Указывая на множество христианских добродетелей, Иоанн Златоуст выделял четыре «родовые»: «Красота души – это целомудрие и справедливость, а здравие души – мужество и разумение». Он полагал, что как следует пользоваться всеми пятью присущими человеку чувствами, так надлежит стараться стяжать и все добродетели, «ведь если кто будет здравомыслен, но немилостив или милостив, но многостяжателен или будет воздерживаться от чужого, но не будет раздавать своё, то всё будет напрасно. Ибо какой-то одной добродетели недостаточно для того, чтобы представить нас с дерзновением на судилище Христово».

 



 
PR-CY.ru