ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 11

Он также призывал следовать примеру Господа и быть твёрдыми в вере, взаимной любви, единстве, терпении и кротости, чтобы «получить похвалу за добрые дела». «Стремиться к добродетели и избегать порока, являющегося предшественником наших грехов» призывал автор «Второго послания Климента Римского к Коринфянам». Раннехристианские апологеты, защищая христианскую нравственность в полемике с язычниками, противопоставляли их порочному образу жизни христианские добродетели, тем самым выявляя их основные характеристики. Так, выступая против обвинения христиан в безбожии, Иустин Философ указывал на их подлинную религиозность в отношении к «Богу истиннейшему, Отцу правды, целомудрия и прочих добродетелей». Если бы все люди знали Христово учение, являющееся «училищем божественной добродетели», каждый «украшался бы добродетелью». Аристид доказывал, что соблюдение заповедей Христовых делает христиан добродетельными, ведущими жизнь свято и праведно. Антиохийский епископ Феофил перечислял такие добродетели христиан, как целомудрие, воздержание, единобрачие, чистота, справедливость, благочестие и др. Опровергая клевету язычников, Минуций Феликс описывал нравственную высоту современных ему христиан, чистоту и простоту их жизни; отмечал, что христиане отличаются скромностью, терпением, невинностью и целомудрием, многие из них навсегда сохраняют девство, а если для рождения детей вступают в брак, то строго соблюдают единобрачие. Тертуллиан признавал одной из фундаментальных христианских добродетелей терпение, которое помогает избежать грехов, стяжать и сохранить прочие добродетели – веру, надежду, любовь, смирение, мир, умеренность, целомудрие и др.; подчёркивал, что в качестве примера истинного терпения Священное Писание указывает на долготерпение Бога Отца и Сына Божия Иисуса Христа, поэтому, приобретая терпение, человек подражает Самому Богу. Подобное мнение разделял и Карфагенский епископ Киприан, который рассматривал терпение как важнейшую добродетель, которая у христиан общая с Богом (virtus communis) и отличается от стоического идеала бесстрастия: терпение есть уподобление Христу, Который в Своей земной жизни подал его наилучший пример, безропотно перенеся все страдания вплоть до Крестной смерти. Лактанций указывал, что язычники, утратив знание истинного Бога и Его истинное почитание, утратили и все добродетели; христиане же, напротив, не только познали истинного Бога, но и правильно чтут Его, исполняют Его заповеди, тем самым обретая утраченные добродетели. Лактанций впервые попытался разработать целостную христианскую концепцию добродетелей. Хотя вслед за Цицероном он производил слово «virtus» (лат. – «добродетель», «доблесть», «сила») от «vir» («муж»), которое, в свою очередь, является производным от слова «vis» («сила»), он стремился прояснить религиозную природу добродетелей, которая подверглась искажению у философов. Согласно Лактанцию, добродетель не есть простое знание добра и зла, почётного и позорного, полезного и вредного. Знание приходит извне, а добродетель «принадлежит всецело нам и находится в воле творить добро». Знание добра может существовать и без добродетели, последняя же состоит «в творении добра и избегании зла».

 



 
PR-CY.ru