ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 16

Вместе с тем он подчёркивал значимость добродетели смирения: хотя бы кто «отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, всё это без смирения разрушится и погибнет». Вслед за апостолом Павлом он особенно выделял любовь, которая есть начало и конец добродетели, поскольку она «сжато и кратко» завершает всё дело исполнения заповедей Божьих. Достижение добродетели отмечено противоречивостью земного существования человека: путь добродетели «усеян трудами, тяжёлыми усилиями, кознями и опасностями»; однако так кажется, пока человек связан страстями; когда же он немного отойдёт от них, тогда путь порока представляется скверным и безобразным, а путь добродетели – «лёгким, нетрудным и вожделенным». Иоанн Златоуст неоднократно подчёркивал, что добродетель является необходимым условием восхождения человека к Богу и его вхождения в Царство Небесное. Сила добродетели такова, что она «делает человека ангелом и душу как бы на крыльях возносит на небо». Никакие земные блага не могут быть всегда присущи человеку, «одна только добродетель способна сопутствовать нам, одна только добродетель переходит в будущую жизнь»; «перед добродетелью всё богатство вселенной… меньше соломинки»; добродетель «сопутствует нам и во время исхода отсюда», «и в будущем веке исхитит нас из геенны и откроет путь в Царство Небесное». «Как жемчужина, хотя бы была брошена в грязь, всё равно являет свою красоту, так и добродетель, куда бы ты её ни ввергнул, показывает свою силу – и в рабстве, и в темнице, и в бедствии, и на свободе». Добродетели – это «одежды», в которых душе надлежит войти в небесные чертоги; если душа украшена одеждами добродетелей, она облекается в небесное достоинство, потому что «эти одежды ткутся на небе». Таким образом, добродетель есть «вещь бессмертная и непобедимая, непохожая на нестроения настоящей жизни, но парящая над сетями порока». Константинопольский архиепископ Прокл отмечал, что св. отцы, наставником и учителем которых был апостол Павел, «определили добродетель как возвышающую к Богу и приводящую в порядок то, что относится к земле». И хотя апостол перечислил множество видов добродетели, он указал на три исключительные – веру, надежду и любовь; из них вера дарует человеку то, что превосходит природу, и соединяет с умопостигаемым; надежда в настоящем приуготовляет к обладанию будущим; любовь есть глава таинства нашего спасения, ибо она привела к воплощению Бога Слова. Между этими добродетелями имеется тесная взаимосвязь: вера – зеркало любви, любовь – утверждение веры. Поэтому христианин, не обогащённый верой, надеждой и любовью, по сути, не является таковым, даже если он подчинил своё тело и освободился от страстей души; достигнув одной лишь нравственной добродетели, он не получит победных венцов от Бога. Западные св. отцы и учители церкви IV–VIII вв. также внесли вклад в разработку христианской концепции добродетели. Амвросий Медиоланский переосмыслил в христианском духе философское учение о четырёх кардинальных (или основных) добродетелях – благоразумии (prudentia), мужестве (fortitudo), умеренности (temperantia) и справедливости (justitia).

 



 
PR-CY.ru