ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 17

Подтверждение этим добродетелям он находил в Священном Писании: по его мнению, их символизируют четыре реки, на которые разделялась река, орошавшая рай (Быт. 2:10–14), под последней он понимал Премудрость Божью; а также четыре евангельских блаженства: чистота сердца (умеренность), милосердие (справедливость), мир (благоразумие) и кротость (мужество). Как ветхозаветные праведники (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон) были совершенны во всех четырёх добродетелях, отношение между которыми Амвросий Медиоланский считал теснейшим единством и взаимосвязью (connexae concretaeque virtutes, connexae concatenataeque virtutes), так и христианин должен стараться стяжать все четыре добродетели. Амвросий Медиоланский дал краткие характеристики этим добродетелям. Благоразумие, или мудрость (sapientia), является источником остальных; оно заключается в естественном стремлении человеческого разума исследовать причины вещей, отыскать и познать своего Творца. Справедливость, или праведность, заключается в любви (pietas) к Богу, отечеству, родителям и всем людям вообще. Справедливость, которая относится к человеческому обществу, разделяется на справедливость в собственном смысле и благотворительность, которая называется также щедростью и доброжелательством. Подобно Лактанцию, Амвросий Медиоланский полагал, что справедливость занимает главное место среди четырёх добродетелей: «Рассудительность без справедливости приносит вред; мужество, если его не умерит справедливость, становится нестерпимым безрассудством, свойственным, скорее, безумию, чем разуму, скорее, господству, чем свободе; трезвенность и умеренность лишаются всякой пользы, если не соблюдается благочестие праведным благоговением к Богу и верным умом; только справедливость обнимает все добродетели и украшает их». Мужество он относил, скорее, не к телесным силам, а к силе души, благодаря которой душа изгоняет из себя беззаконие и властвует над собой, противостоит греху, воздерживается от гнева, не поддаётся соблазнам, не приходит в смятение от бед, не гордится в счастье, не волнуется от изменений внешних житейских обстоятельств. Умеренность заключается в спокойствии духа, в кротости и смирении, в укрощении страстных порывов, в заботе о нравственности и приличии. Детально разработанное учение о добродетели принадлежит Августину Блаженному. Основываясь на взглядах Цицерона, он дал определение добродетели как «свойства души, согласного с порядком природы и разумом». Но Августин Блаженный провёл различие между добродетелью – свойством души (in habitu) и добродетелью – соответствующим ему действием (in opere), т.е. он различал добродетель и добродетельный поступок. Как и его предшественники, Августин Блаженный перечисляет четыре кардинальные добродетели: благоразумие, справедливость, мужество, умеренность. Благоразумие – это знание вещей хороших, плохих и безразличных; справедливость – это свойство души, воздающее каждому по его достоинству при соблюдении общей пользы; мужество есть осознанное принятие на себя опасностей и несение трудов, оно разделяется на великодушие, уверенность в себе, терпение, стойкость; умеренность – это твёрдое и спокойное господство духа над страстью и другими недолжными стремлениями разума, она разделяется на воздержанность, кротость, скромность.

 



 
PR-CY.ru