ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 14

Добродетель, согласно Григорию Богослову, – единственный путь, ведущий в Царство Божье: «Путь один по причине добродетели, потому что и она одна, хотя и делится на многие виды. Этот путь тесен по причине трудов и потому, что проходим для немногих по сравнению с великим числом противников и всех, кто идут путём порока». Григорий Богослов дал краткие характеристики основным добродетелям: мужество – это твёрдость по отношению к устрашающему, целомудрие – властвование над наслаждениями, справедливость – умение не стремиться к обладанию большим, чем нужно, разумение – опыт вещей, мудрость – созерцание сущего, простота – навык, бездеятельный по отношению ко злу. По его мнению, все блага настоящей жизни чужды людям, «только человеческая добродетель – вот что одно (составляет) жизнь». Подробно учение о добродетели раскрыто в творениях Григория Нисского, согласно которому в человеческую природу естественно вложена «склонность к добру». Поэтому он рассматривал добродетель как «Божье насаждение», так что, упражняясь в различных добродетелях, разумная способность человеческой души запечатлевается печатью истины и принимает в себя неизменный образ расположения к добру. Вместе с тем он полагал, что стремление к добродетели обусловлено также свободной волей человека, которая находится как бы «на границе» между добром и злом, пороком и добродетелью и способна склоняться в ту или другую сторону. Священное Писание, содержащее заповеди Божьи, побуждает человека к добродетельной жизни, оно как бы сеет в нём семена, из которых вырастают плоды добродетели. Добродетели, в конечном счёте, есть уподобление и подражание Богу, основанные на богообразности человека. Те блага, которые составляют подобие человеческого духа с Божественным, «усматриваются в невыразимом блаженстве по добродетели»: это чистота, бесстрастие, отчуждение от всякого зла, праведность, нетление, бессмертие, блаженство, любовь и др. Самого Бога Слова (Самопремудрость, Самосправедливость, Самоистину) Григорий Нисский называл «всесовершенной добродетелью», Которая, по словам пророка Аввакума, «покрыла небеса». Поэтому в стремлении подражать Христу святитель видел совершенство христианских добродетелей: «Нет ничего иного, что по самой своей природе является предметом стремления, кроме добродетели и (божественной) природы, являющейся источником добродетели». Восхождение к «вершине добродетели» он связывал с приготовлением души к принятию Святого Духа или с достижением «чистоты души и вселения Святого Духа благодаря преуспеянию в добрых делах». Если же душа по причине порока совлекается в материальную жизнь, то восходить на небо она вновь может посредством добродетели. Подобно другим каппадокийцам, Григорий Нисский разделял концепцию добродетели как середины между двумя крайними пороками. Следуя за Филоном Александрийским, он соединял эту аристотелевскую концепцию с библейским учением о «царском пути». Перечисляя множество добродетелей, Григорий Нисский выделял из них четыре «родовые». В его нравственно-аскетических воззрениях доминирующей добродетелью является девство (или целомудрие), которое он называл «дверью и входом в святую жизнь» и «основанием добродетельной жизни», на котором следует возводить все дела добродетели.

 



 
PR-CY.ru