ДИАЛЕКТИКА - Страница 25

Этим «самым общим и неопределённым понятием», или первым принципом, в философии В.С. Соловьёва является абсолютное (сверхсущее), оно не может быть определено через понятие бытия или через понятие небытия; абсолютное, из которого диалектическим способом выводятся формы конкретного бытия, изначально есть «потенциальное единство» бытия и небытия. Очевидно, что исходный пункт философии В.С. Соловьёва, предполагающий диалектическую разработку понятия «абсолютное», близок к понятию «начало» в философии Г.В.Ф. Гегеля и учению о тождестве и различии бытия и ничто в его «объективной логике». Однако В.С. Соловьёв усматривал ошибку Г.В.Ф. Гегеля в том, что его философия, начиная с отвлечённого пункта (Абсолюта, Бога), остаётся в области отвлечённостей, не достигает конкретного бытия, в то время как задача диалектического выведения, во-первых, требует перехода от умопостигаемого (Бога Троицы) к конкретному бытию, во-вторых, исключает учение о «становящемся Абсолюте» (Боге) и не отождествляет диалектическое познание, логос мышления, с непостижимым Божественным Логосом. А.А. Козлов обсуждал проблемы античной диалектики (от Зенона до Платона включительно) в работе «Метод и направление философии Платона», написанной на основе изданий сочинений Платона (немецкого Ф.Д.Э. Шлейермахера и русского в переводе Василия Николаевича Карпова), и использовал в своих выводах немецкую литературу, в особенности Эдуарда Целлера; связывал с Зеноном «честь методического и сознательного приложения искусства спора к исследованию философской истины»; считал, что Платон в своём учении о диалектике развил и дополнил индуктивные приёмы Сократа, дал им строгое и точное изложение и впервые стал трактовать диалектику как познание истины. Исследуя ряд важнейших диалогов Платона, А.А. Козлов отмечал имеющиеся в них противоречия в определении диалектики, которая понималась то в качестве теории, науки, то в качестве искусства или учения о методе; связь между онтологией и логикой, метафизикой и теорией познания и особую роль учения о пяти родах сущего – бытии, покое, движении, едином и ином; наличие положительной и отрицательной диалектики. К числу существенных характеристик диалектики Платона А.А. Козлов относил: 1) деление и соединение понятий; 2) силлогизм и использование аналогии в логической аргументации; 3) гипотезу как необходимое условие возведения понятий к идеям; 4) понятие предела и границы для понимания вещей; 5) восхождение и нисхождение в качестве составляющих частей диалектического метода; 6) представление о диалектике как о «высшей науке», определяющей характер основоположений других наук. По мнению А.А. Козлова, диалектика Платона в качестве необходимой пропедевтики предполагала «эрос» и «очищение» от невежества через «приведение незнающего к противоречию» и посредством самопознания. В сочинении «Предмет философии» А.А. Козлов всё своеобразие философии Г.В.Ф. Гегеля, которую он считал пантеизмом, объяснял его диалектическим методом. Русские «неогегельянцы», последователи диалектической философии Г.В.Ф. Гегеля, Б.Н. Чичерин и Н.Г. Дебольский, критически отнеслись к отвлечённой концепции Абсолюта у Г.В.Ф. Гегеля и к основополагающему для его диалектики принципу триады (тезис – антитезис – синтез).

 



 
PR-CY.ru