ДИАЛЕКТИКА - Страница 29

В написанной, в основном, в 1923 г. «Философии имени» А.Ф. Лосев отграничивает диалектику от формальной логики, связанной с законом тождества и противоречия, и феноменологии, которая только описывает реальность, но неспособна показать в отличие от диалектики процесс «эйдетического порождения» категорий, выведения их друг из друга; диалектика рассматривается в качестве единственно подлинного философского метода (основу которого составляла логика противоречия), в качестве непосредственного знания и «абсолютного эмпиризма», как философский реализм, «ритм жизни» и «сама жизнь». В книге «Античный космос и современная наука» А.Ф. Лосев выделял шесть «определений диалектики»; два основных определения опирались на логос как логическое конструирование и эйдос, понимаемый как «цельный смысловой лик вещи», четыре определения последовательно выводились из внутренней связи логоса с эйдосом: 1) эйдос категориальной определённости, 2) его логическая конструкция «как бытия, основанного на самом себе и от себя самого зависящего», 3) его отношение к иному – «всё не-эйдетическое, иррациональное и не-логическое» должно быть связано с эйдосом, 4) построение системы категорий от первичного элемента эйдоса до эйдоса как имени. После общего очерка античной диалектики и её «центрального пифагорейско-платонического русла», с интуициями света и тьмы, постижением разумом ликов-символов вещей – чисел, понятий, эйдосов и их связи с орфической теогонией, следует обстоятельное конструирование на основе диалектико-феноменологического метода двух тетрактид: первой, существующей «в себе» умопостигаемой реальности, и образующейся из её отношения к иному второй тетрактиды, в которой эйдетически «порождалась» и описывалась диалектическая структура космоса, мира. Первая тетрактида включает: анализ первого начала – «одного» (единого), второго начала – «определённого смысла» (эйдоса), третьего начала – «становление» и четвёртого начала (как инобытия триады) – «вещи», «количества», «качества», «величины», «пространства» и «времени»; здесь же в связи с первой тетрактидой рассматриваются и другие категории (сущее, движение, тождество, покой, число, множество, топос, вечность). Переход от первой тетрактиды ко второй обусловливается учением об имени. А.Ф. Лосев писал: «Имя – то, что мы знаем о вещи, и то, что вещь знает сама о себе. В имени вещи – вся вещь. Нельзя знать вещь, не зная её имени. Диалектика вещей есть диалектика имён, диалектика мира и бытия – диалектика имени, в котором дан мир и дано бытие. Если построена диалектика, то построено логически всё бытие и даже гораздо большее – построена смысловая связь всего со всем…» В книге «Диалектика мифа» двумя ключевыми проблемами диалектико-феноменологического описания стали личность, утверждение которой в религии, по мнению А.Ф. Лосева, связано с учением об имени, и миф, рассматриваемый через личность как форму её выражения. Различая абсолютную мифологию (жизнь личности в церкви) от связанных с различными формами самосознания – относительных мифологий (или региональных онтологий), А.Ф. Лосев не только противопоставлял абсолютную истину христианства относительным истинам других религий, культуры, науки, социальной и обыденной жизни, но и пытался доказать, что в основании абсолютной мифологии лежит последовательно проведённый принцип абсолютной диалектики, воспроизведение которой на личностном уровне с необходимостью ведёт к соединению истины человеческого бытия с соборной истиной христианства, предполагающей единство веры и умозрения.

 



 
PR-CY.ru