ДИАЛЕКТИКА - Страница 28

И.А. Ильин в фундаментальной работе «Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека» утверждал, что у Г.В.Ф. Гегеля диалектика имеет объективное (умопостигаемое) основание: «...Диалектика есть не метод человеческого субъекта, прилагаемый или применяемый к предмету; но, прежде всего, – метод познаваемого объекта. Он принадлежит объекту самостоятельно; но, в процессе познания, он наполняет собой и душу познающего субъекта, овладевает ею, осуществляет себя в ней и, в результате, становится методом как объекта, так и субъекта». Диалектическое мышление, по мнению И.А. Ильина, представляет собой неразрывное единство мысли и созерцания, и в качестве такового оно обнаруживается в акте интуитивного созерцания, усматривающего в понятиях вневременного и внепространственного бытия «внутренние противоречия». Однако задачи, стоящие перед диалектической философией, заключаются не в «культивировании противоречий», а в их примирении, в понимании того, что «природа диалектики... определяется условностью её противоречий и безусловностью её конкретного синтезирования». Это понимание диалектики определило разработку важнейшего для философии И.А. Ильина учения о религиозном опыте в ряде его философских сочинений, в частности, в книге «Аксиомы религиозного опыта». С именем А.Ф. Лосева, в жизненном пути которого любовь к самостоятельным диалектическим построениям тесно переплелась с любовью к Античности, связана новая глава в истории понимания диалектики. В основании толкования античной диалектики, которая была предметом исследования в течение всей его научной деятельности, лежит понимание внутренней связи религии, мифологии и философии, редкостное знание культуры и литературы Античности, использование новейших методов исследования, данных из области классической филологии, истории и других наук. В русской литературе о диалектике А.Ф. Лосеву принадлежит непревзойдённый анализ античной диалектики и диалектического мышления Платона, Плотина и Прокла. Собственное оригинальное философско-диалектическое учение в неразрывной связи с проблемами античной философии, мифологии и диалектики разрабатывалось А.Ф. Лосевым в первые пореволюционные годы и нашло своё выражение в восьми книгах, изданных в 1927–1930 гг. На формирование воззрений А.Ф. Лосева как в общем плане, так и в понимании им диалектики наряду с Платоном и неоплатониками большое влияние оказали немецкий идеализм (Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), феноменология (Эдмунд Гуссерль), учения о богочеловечестве, всеединстве, Софии Премудрости Божьей (В.С. Соловьёв), учения о символе, личности, имени (священник П.А. Флоренский).

 



 
PR-CY.ru