ДИАЛЕКТИКА - Страница 23

Первые славянские переводы «Диалектики» Иоанна Дамаскина относятся к X в.; в диалектике хорошо разбирался один из образованных людей своего времени – Максим Грек; в полемических целях, для борьбы с протестантами и латинянами князь Андрей Курбский стал изучать «науки грамматические, диалектические и прочия» и даже перевёл трактат «О силлогизме». В русской философии интерес к диалектике был обусловлен не только знакомством с философией Г.В.Ф. Гегеля, достоверные сведения о которой относятся к началу XIX в., но и публикацией сочинений Платона; первое Собрание сочинений Платона в трёх частях (четыре книги) на русском языке, включающее 24 диалога, было издано в 1780–1785 гг. в переводе священника Ивана Сидоровского и М. Пахомова; раньше, в 1777–1778 гг., в журнале Николая Ивановича Новикова «Утренний свет» были опубликованы четыре диалога Платона, а сам издатель в статье «О воспитании и наставлении детей» (1783 г.), повторяя одно из определений диалектики Платона, не называя его имени, писал о возможных ошибках разума: «...Он может связывать вещи, никоим образом не совокупимые, а другие, неразрушимым связанные союзом, самовольно одну от другой отделять». В литературе первой половины XIX в. термин «диалектика» в значении «искусство спора» употребляли Пётр Яковлевич Чаадаев, Алексей Степанович Хомяков, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Иванович Герцен, Дмитрий Иванович Писарев и др. Историко-философские аспекты диалектики преимущественно в связи с философией Платона и Г.В.Ф. Гегеля обсуждались в трудах философов на протяжении всего XIX в. К числу самых заметных работ в этой области исследователи относят сочинения Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого, Владимира Сергеевича Соловьёва, Алексея Александровича Козлова, Бориса Николаевича Чичерина, Николая Григорьевича Дебольского. А.С. Хомяков, диалектическим искусством которого восхищались его современники, в связи с общей оценкой философии Г.В.Ф. Гегеля в работе «О современных явлениях в области философии» писал: «Гегелизм пройдёт, как всякое заблуждение..., но феноменология Гегеля останется бессмертным памятником неумолимо строгой и последовательной диалектики...». Другой не менее известный диалектик, П.Я. Чаадаев, термин «диалектика» употреблял в своих трудах редко, но в одном из «отрывков», посвящённых критике философии Г.В.Ф. Гегеля, выразил глубокое понимание его диалектики и философии и их связи с немецким языком. Отмечая то обстоятельство, что философия Г.В.Ф. Гегеля «заключена в двух понятиях: бытие и дух», П.Я. Чаадаев писал: «К несчастью, промежуточное расстояние между этими двумя основными понятиями заполнено диалектикой, правда строгой, даже… слишком строгой, но вырождающейся часто в настоящий номинализм, в узкую логомахию, возможную только в таком языке, где любое существительное может стать по вашему желанию инфинитивом». С.С. Гогоцкий в обширной статье «Гегель» в «Философском Лексиконе» даёт подробное изложение, анализ и критику диалектической системы Г.В.Ф. Гегеля; к её основным недостаткам он относил её сводимость к одним понятиям; по мнению автора, источником этого заблуждения является абсолютизация Г.В.Ф. Гегелем человеческого мышления, а следствием – ложное убеждение посредством одного диалектического мышления постичь Безусловное (Бога), т.е. преувеличенное представление о философии и умаление веры, которая не только невыводима из мышления (как это полагал Г.В.Ф. Гегель), напротив, – сама есть «животворная» основа всякого мышления.

 



 
PR-CY.ru