ДИАЛЕКТИКА - Страница 27

Во вступительном слове «Разум и диалектика» перед защитой магистерской диссертации «О Духовной Истине» священник П.А. Флоренский говорил, что диалектика «есть всё нарастающий клубок нити созерцания, сгусток проникновений, всё уплотняющийся, всё глубже внедряющийся в сущность исследуемого предмета; диалектика – совокупность процессов мысли, «взаимно друг друга укрепляющих и оправдывающих»». К особенностям диалектики как методического проникновения в предмет он относил: 1) «синтез познаваемого с познающим»; 2) сродство объекта диалектики её субъекту; 3) понимание субъекта диалектики в качестве не всеобщего «я», а живого конкретного (экзистенциального) «я»; 4) необходимость поиска в отношении каждой предметной области, вещи или личности своего типа диалектики; 5) «ваяние типических субъектов диалектики»; 6) антиномичное соединение противоположностей, присущих как бытию, так и разуму; 7) воссоздание предмета в качестве живой разноплановой, структурно организованной и иерархической реальности. В книге «Столп и утверждение Истины» (отдельные главы которой составили магистерскую диссертацию автора) «взаимо-укрепление» посредством анализа диалектических антиномий выразилось в параллельной, а вместе с тем пересекающейся разработке богословских и философских тем о религиозном опыте и опыте разума, Истине веры и истинах разума, единосущии и субстанции, Ипостасях Троицы и «дуалистической прерывности», Триединстве Ипостасей, соединённых Любовью, и различного онтологического статуса вещи и лица и др. В позднем учении священника П.А. Флоренского, представленном в цикле «У водоразделов мысли», диалектика рассматривается в связи с его версией реалистического (или онтологического) символизма и создаваемой философией языка и имени, в основу которой были положены принципы, ставшие ведущими в философии спустя десятилетия, – философский анализ естественного языка, понимание языка как обнаружения самого бытия, понимание личности как «слов, синтезированных в слово слов – имя», религиозно-богословское и метафизическое значение имени. Священник П.А. Флоренский писал: «В языке, как таковом, заложено объяснение бытия…, язык по существу своему диалектичен». Сторонники феноменологической философии, Б.В. Яковенко и И.А. Ильин, высказывали противоположные точки зрения относительно диалектики Г.В.Ф. Гегеля. Б.В. Яковенко связывал понятие диалектики Г.В.Ф. Гегеля с утончённой формой субъективизма. Этот субъективизм он усматривал в понимании Г.В.Ф. Гегелем сущего как диалектической идеи: «...Пролагаемое им в сущее диалектическое движение заимствовано из сферы чисто формалистической мысли, которая глубоко субъективна в своём формализме...».

 



 
PR-CY.ru